Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 ноября 2015 г. N РЗ-209/15
Резолютивная часть решения оглашена "20" ноября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" ноября 2015 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
управления строительства и инвестиций Тамбовской области ...,
казенного предприятия Тамбовской области "Дирекция капитального строительства" ...,
в отсутствие представителей ООО "Гидрострой 28", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще,
в отсутствие представителей Комитета государственного заказа Тамбовской области, ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
рассмотрев жалобу ООО "Гидрострой 28" (далее - Заявители) на действия Управления строительства и инвестиций Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164200003015003999 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 31.08.2015 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003015003999 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове" (2 очередь).
Начальная (максимальная) цена контракта - 241 977 345,00 рублей.
Заказчик - Управление строительства и инвестиций Тамбовской области. Оператор электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка". Заявитель - ООО "Гидрострой 28".
ООО "Гидрострой 28", считая документацию об электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. В качестве доводов жалобы Заявитель указал следующее:
- Заказчиком установлены противоречивые требование к сроку исполнения контракта;
- ни документация об аукционе в целом, ни проект контракта в частности не содержат указания на срок действия контракта;
- пункт 13.5 проекта контракта предусматривает такой способ обеспечения контракта как "залог денежных средств", что противоречит нормам Закона о контрактной системе;
- пункты 2.4 и 2.5 проекта контракта ставят срок оплаты и сам факт оплаты выполненных работ по контракту в зависимости от "наличия бюджетного финансирования Государственного заказчика", что противоречит требованиям Закона о контрактной системе;
- в пункте 5 "Бетон тяжелый" помимо требований к бетону установлены также требования к классу прочности цемента, который выступает в качестве вяжущего: - класс прочности цемента: 32,5Н, 32,5Б, 42,5Н, 42,5Б, 52,5Н или 52,5Б.
Заказчик на рассмотрении жалобы представил возражения, в которых доводы Заявителя отклонил.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, представленные возражения Заказчика и Уполномоченного органа, а также документы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, приходит к следующим выводам.
1. Комиссия Тамбовского УФАС России считает довод жалобы об отсутствии в документации об аукционе срока действия контракта необоснованным и несоответствующим действительности.
Срок действия контракта включает в себя сроки исполнения обязательств обеими сторонами контракта.
В соответствии с п. 1.1 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Соки выполнения работ подрядчиком - 12 месяцев с даты заключения контракта, что установлено в пункте 3 проекта контракта, сроки оплаты Заказчиком выполненных работ - не позднее 30 декабря 2016 года, что указано в пункте 2.4 проекта контракта.
Также в пункте 13.2 проекта контракта указано, что срок исполнения контракта - 30 декабря 2016 года включительно.
Таким образом, установленный Заказчиком срок исполнения контракта однозначно понимается, а также в полной мере и беспрепятственно позволяет участнику закупки определить срок действия банковской гарантии, превышающей на один месяц срок действия контракта.
Какая-либо противоречивость либо неясность установленного заказчиком срока исполнения контракта отсутствует.
2. Довод жалобы о противоречивости документации об аукционе в части сроков исполнения контракта признается Комиссией Тамбовского УФАС России также необоснованным.
Календарные сроки выполнения работ указаны в пункте 3 проекта контракта: начало работ - с даты заключения контракта, окончание работ - 12 месяцев с даты заключения контракта в соответствии с графиком производства работ. Срок действия контракта - 30 декабря 2016 года включительно, что определяет пункт 13.2 проекта контракта.
Какая-либо противоречивость либо неясность в сроках исполнения сторонами контракта Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлена.
3. Довод жалобы о том, что Заказчик обязывает участников аукциона при внесении денежных средств в качестве обеспечения контракта заключать с ним договор залога с неизвестными участникам заранее условиями такого договора, признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным ввиду следующего.
Документация об аукционе не ограничивает участников аукциона в выборе способа обеспечения исполнения контракта.
Так, пунктом 13.3 государственного контракта предусмотрено, что исполнение государственного контракта обеспечивается в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
При этом гражданское законодательство, на котором основываются положения Закона о контрактной системе, не содержит понятия "внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта".
Поэтому понятие "внесение денежных средств" соответствует понятию "залог", а договор залога в соответствии с Гражданским кодексом РФ заключается в простой письменной форме.
В соответствии с п. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что положения документации об аукционе не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов участников рассматриваемой закупки.
4. Довод жалобы о том, что пункты 2.4 и 2.5 проекта контракта ставят срок оплаты и сам факт оплаты выполненных работ по контракту в зависимость от "наличия бюджетного финансирования Государственного заказчика", признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 2.4 государственного контракта оплата производится в рублях, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания документации, подтверждающей выполнение данных работ (формы NN КС-2, КС-3), при условии наличия бюджетного финансирования Государственного заказчика, но не позднее 30 декабря 2016 года.
Наличие бюджетного финансирования подразумевает не освобождение Заказчика от ответственности в случае неоплаты выполненных работ по причине отсутствия финансирования, а то, что после подписания документации, подтверждающей выполнение работ (формы NN КС 2, КС 3), заказчиком будет принята кредиторская задолженность, которая будет погашаться по мере поступления средств из бюджета Тамбовской области, но не позднее 30.12.2016 включительно.
Постановлением администрации Тамбовской области от 15.05.2015 N 473 "Об утверждении областной адресной инвестиционной программы на 2015 год и на плановый период 2016 года" предусмотрено финансирование строительства предмета данной закупки в течение 2-х лет, в установленном размере.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что документация электронного аукциона в рассматриваемой части не содержит нарушений законодательства о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
5. С доводом жалобы о том, что на момент подготовки заявки у участника не имеется информации какой класс вяжущего будет использован заводом в той партии товара, которая будет приобретаться для производства работ, Комиссия Тамбовского УФАС России признает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно "Инструкции по заполнению заявки" (раздел 4 документации электронного аукциона), Заказчик не требует от участника закупки при заполнении заявки на участие в аукционе иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации. Необходимо и достаточно указать конкретные показатели предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и требованиям действующих государственных стандартов.
Проектной документацией "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове (2 очередь)" предусмотрено использование при выполнении работ тяжелого бетона классов прочности В12,5; В15; В20; В22.5.
Требования к техническим характеристикам данного товара установлены заказчиком в поз. 5 Приложения N 3 к аукционной документации "Требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ".
Представители Заказчика пояснили, что важнейшим компонентом в составе бетона, определяющим его основные характеристики, является вяжущий материал цемент.
Согласно п. 3.5.1.2 действующего ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", вид и класс (марка) цемента, применяемого при производстве бетона, выбирается в соответствии е назначением конструкций и изделий, условиями их эксплуатации, требуемых классов бетона по прочности, марок по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемоеги, декоративных свойств на основании требований стандартов, технических условий и проектной документации на эти конструкции и изделия.
Пункт 3.4.1 ГОСТ 26633-2012 устанавливает требование о соответствии применяемых бетонных смесей нормам действующего ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия".
Согласно п. 5.1.2 ГОСТ 7473-2010 бетонные смеси в соответствии с договором на поставку могут иметь заданный состав (бетонные смеси заданного состава).
Согласно п. 4.4 ГОСТ 7473-2010, при заказе бетонной смеси заданного состава указывают состав смеси и качество используемых при ее приготовлении составляющих (в том числе вяжущего).
Согласно п. 11.1 ГОСТ 7473-2010. производитель (поставщик) бетонной смеси для смесей заданного состава гарантирует соответствие качества материалов, использованных при приготовлении бетонной смеси, и состава бетонной смеси условиям договора на поставку. Гарантии производителя (поставщика) бетонной смеси должны быть подтвержден документами о качестве материалов, использованных при приготовлении бетонной смеси и "распечатками" фактических составов бетонной смеси каждого замеса.
Согласно обязательному приложению "Г" к ГОСТ 7473-2010, при контроле качества составляющих бетонных смесей для каждой партии цемента производитель бетонных смесей проверяет по прилагаемому документу о качестве цемента его вид, марка (класс) прочности.
Согласно п. 8.5 ГОСТ 7473-2010. при поставке товарной бетонной смеси заданного состава производитель должен предоставить потребителю в напечатанном и заверенном виде следующую сопроводительную документацию:
- для каждой загрузки бетонной смеси - товарную накладную и документ о качестве бетонной смеси;
- для каждой партии бетонной смеси - копии паспортов на используемые материалы.
Согласно обязательному приложению "В" к ГОСТ 7473-2010 документ о качестве бетонной смеси заданного состава (форма документа о качестве - Приложение N 1) содержит сведения о марке и характеристиках цемента, использованного при производстве бетонной смеси.
Возможность применения в качестве вяжущего материала в составе бетона цементов конкретных типов ЦЕМ1 - ЦЕМШ по действующему ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия" предусмотрена табл. 1 п. 3.3.7 ГОСТ 26633-2012, а также в разделе 1 "Пояснительная записка" проектной документации "Строительство геронтологического центра в г. Тамбове (2 очередь)".
Согласно табл. 2 п. 5.1.2 ГОСТ 31108-2003. цементы типов ЦЕМ1 ЦЕМШ делятся на классы прочности цемента 22.5Н. 32,5Н, 32,5В. 42.5Н. 42.5Б. 52.5Н или 52,5Б. характеризующимися различными значениями показателя прочности на сжатие в возрасте 2, 7 или 28 суток.
Согласно п. 6.3 ГОСТ 31108-2003, каждая партия цемента сопровождается документом о качестве, в котором обязательно указывается наименование и (или) условное обозначение цемента и класс прочности цемента (примеры паспортов качества цементов ЦЕМ1, ЦЕМП, ЦЕМ III ГОСТ 31108-2003. выпускаемых различными производителями, приведены в Приложении N 2).
Таким образом, любой производитель бетона при заказе у него бетонной смеси заданного состава на основании действующих нормативно-технических документов обязан предоставить потребителю документ о качестве бетонной смеси и копию паспорта качества используемого цемента, содержащие сведения о типе и классе прочности цемента.
Данные сведения и документы легко доступны на сайтах производителей в сети "Интернет", в рекламных материалах производителей; с ними также можно ознакомиться, воспользовавшись контактными данными производителей и проявив интерес к приобретению их продукции.
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что документация электронного аукциона в рассматриваемой части не содержит нарушений законодательства о контрактной системе. Установленные Заказчиком требования по позиции 5 "Бетон тяжелый" не являются излишними, не ограничивают количество участников закупки и не создают трудностей для подачи заявки, но позволяют определить соответствие предлагаемых к использованию при исполнении контракта материалов потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.22 ст.99, ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гидрострой 28" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина
В.В. Иванов |
|
|
|
А.А. Абанкин |
|
|
исп. Абанкин А.А. (4752) 72-73-44 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 ноября 2015 г. N РЗ-209/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2015