Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 ноября 2015 г. N 266
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Вететенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Рекстон Слуховые Аппараты" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) не явился, извещен надлежащим образом,
от заказчика: Департамента социального обслуживания Тюменской области (далее также - заказчик) не явился, извещен надлежащим образом,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган) Золоторева И.А., по доверенности,
рассмотрев жалобу Общества на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-4383/15 (реестровый номер закупки: 0167200003415004952) на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.11.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 06.11.2015 г. N 640 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе, документация об аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в частности применен недействующий ГОСТ; не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание медицинских услуг, включающих в себя подбор, настройку слухового аппарата, первичное консультирование по правилам пользования;
Кроме того, по мнению заявителя в нарушение положений статьи 14 Закона о контрактной системе не установлен национальный режим при осуществлении закупки (преференции и ограничения).
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 11.11.2015 N 1868), согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-4383/15 на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами в интересах Департамента социального обслуживания Тюменской области .
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415004952.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
1.В части довода заявителя о том, что документация об аукционе N АЭ-4383/15 не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в частности применен недействующий ГОСТ; не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание медицинских услуг, включающих в себя подбор, настройку слухового аппарата, первичное консультирование по правилам пользования, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Комиссией установлено, что на основании решения заказчика от 06.11.2015 в аукционную документацию N АЭ-4383/15 на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами, внесены следующие изменения: в п. 1 Описание объекта закупки (Приложение N 1 к аукционной документации), где определено, что общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории РФ, установлены в соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний"; в п. 5.1 Раздела 5 информационной карты аукционной документации о наличии копии действующей лицензии на медицинскую деятельность при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи), включая работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии;
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует об отсутствии предмета обжалования, поскольку спорные положения аукционной документации в настоящее время изменены.
2. В части довода заявителя, что в нарушение положений статьи 14 Закона о контрактной системе, заказчиком не установлен национальный режим при осуществлении закупки (преференции и ограничения), Комиссия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 1224) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее ОКПД). В указанный перечень входят слуховые аппараты неимплантируемые, код по ОКПД 33.10.18.110.
Вместе с тем, объектом данной закупки является не поставка товара, а оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, которые относятся к коду 85 (Услуги в области здравоохранения и социальные услуги) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) 85.32.14.118 (Обеспечение инвалидов, включая детей-инвалидов и подростков инвалидов, средствами для труда, быта, досуга, физкультуры и спорта и т.п.).
Таким образом, код по ОКПД 85.32.14.118 не включен в перечень отдельных видов медицинских услуг изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая изложенное, Комиссия признает несостоятельным довод заявителя в указанной части, а действия заказчика соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Рекстон Слуховые Аппараты" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-4383/15 (реестровый номер закупки: 0167200003415004952) на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 ноября 2015 г. N 266
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2015