Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 октября 2015 г. N 234
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, Руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя руководителя Поткиной И.В.,
специалиста-эксперта отдела Худяковой О.А.,
с участием представителя сторон:
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) Золотарёвой И.А. (по доверенности),
от заказчика: Главное управление строительства Тюменской области (далее также - заказчик) - Мининой Ю.О. (по доверенности), Фролова А.В. (по доверенности).
от заявителя ООО "УралДорТехнологии" (далее также - заявитель, участник закупки): не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "УралДорТехнологии" на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчика: Главное управление строительства Тюменской области при проведении открытого конкурса КО-129/15 (реестровый номер закупки N 0167200003415004187) на выполнение работ "Подготовка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) д. Большие Акияры Червишевского сельского поселения Тюменского муниципального района) (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 09.10.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее также - официальный сайт).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 13.10.2015 г. N 583 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса N 0167200003415004187.
Согласно жалобе, заявитель считает, что положения документации открытого конкурса не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В частности, в конкурсной документации неправомерно установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, а именно, цена контракта 20%, качественные и экологические характеристики закупки в размере - 50%.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо исх., N1662 от 15.10.2015), согласно которых документация открытого конкурса NКО-129/15 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса, считает доводы жалобы не состоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заказчика доводы уполномоченного органа поддержал в полном объеме, считает жалобу необоснованной, а также предоставил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей, уполномоченного органа и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам рассмотрении жалобы заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов.
Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
Согласно ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:
1) литературных произведений;
2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
3) хореографических произведений и пантомимы;
4) музыкальных произведений с текстом или без текста;
5) аудиовизуальных произведений;
6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
10) производных произведений;
11) составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Таким образом, заказчик вправе снизить величину значимости критерия - цена контракта до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев, в случае если предметом контракта, заключаемого по результатам открытого конкурса, является создание произведения литературы или искусства в отношении объектов, в числе прочих, создание произведения градостроительства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации).
Следовательно, чтобы снизить величину значимости критерия "цена контракта" во первых объектом закупки должно быть произведение искусства в отношении объекта градостроительства, а во вторых, этот объект градостроительства не должен быть проектной документацией.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085 (далее - Правила N 1085).
В Приложении к Правилам N 1085 установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в числе прочих:
- Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг, с минимальной значимостью стоимостных критериев оценки - 60% и максимальной значимостью нестоимостных критериев оценки - 40%
- создание произведений литературы и искусства в отношении объектов, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с минимальной значимостью стоимостных критериев оценки - 0% и максимальной значимостью нестоимостных критериев оценки - 100%
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса КО-129/15 (реестровый номер закупки N 0167200003415004187) на выполнение работ "Подготовка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) д. Большие Акияры Червишевского сельского поселения Тюменского муниципального района).
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 22.09.2015 была размещена на официальном общероссийском сайте торгов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415004187.
Согласно разделу 4 информационной карты критерии оценки заявок на участие в конкурсе и величина их значимости установлены следующим образом:
- цена контракта - 20%;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 50%;
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 30%
Как следует из представленных материалов дела, предметом проводимой закупки является подготовка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) д. Большие Акияры Червишевского сельского поселения Тюменского муниципального района.
Согласно описанию Объекта закупки (приложение N 1 к конкурсной документации) необходимо выполнение работ 1-эй этап: Сбор исходной информации и подготовка произведения градостроительства, 2-ой этап: Выполнение работ по подготовке документации по планировке территории, проекта планировки территории и проекта межевания.
Цели работы заказчиком установлены как обеспечение устойчивого развития территории, обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Установление параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов). Установление границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, к которым относятся и произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, однако не все виды градостроительной деятельности могут привести к созданию произведения как объекта авторского права.
Законодательного понятия "произведение градостроительства" в нормативно-правовых актах Российской Федерации не содержится.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены определения следующих основных понятий:
1) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
2) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
3) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
4) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, Проект планировки территории включает в себя чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства. Кроме того, в проект планировки территории включаются положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Таким образом, проекты планировки территории развивают положения документации территориального планирования и градостроительного зонирования территории. Целью разработки проектов планировки территории являются уточнение и детализация структурных и планировочных решений на уровне документов территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с п. 9 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами (ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основными и обязательными элементами проектов межевания территории являются границы земельных участков. При этом, границы устанавливаются с учетом функционального назначения территориальной зоны, границ существующих землепользователей, частей территории, обремененных правами третьих лиц (ограничений и сервитутов).
Исходя из совокупного анализа указанных норм следует, что проект планировки территории, проект межевания не могут относиться к произведениям градостроительства, о котором указано в ч. 7 ст. 32 и к которому применяются положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе, поскольку названные документы не обладают творческой составляющей и целиком и полностью создаются на основе существующих норм, правил и прав различных лиц.
В виду того, что все требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки, критериям оценки устанавливаются исходя из объекта закупки, целесообразно считать, что для отнесения объекта закупки к произведению искусства как объект градостроительства необходимо исходить из описания объекта закупки, данного заказчиком в конкурсной документации.
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия Тюменского УФАС России установила, что в требованиях к выполнению работ по разработке проект планировки территории, проект межевания территории, являющихся объектом закупки, предъявляются требования, регулируемые, в том числе Градостроительным Кодексом Российской Федерации и иными нормативно - техническими документами, регулирующими градостроительную деятельность на территории Российской Федерации, при этом требований к выполнению работ, указывающих на отнесение их к произведению градостроительства, как произведению искусства в документации не установлено.
Кроме того, пунктом 2, 4 задания (приложения N1 к Контракту) установлен ОКПД 74-20-51: "Услуги градостроительного планирования", а также основанием для разработки указан Приказ Главного управления строительства Тюменской области N0765-ОД от 10.09.2015 "О подготовке документации по планировке территории сельского поселения Тюменского муниципального района", что в свою очередь свидетельствует о том, что предметом контракта не предусмотрена разработка произведения градостроительства.
Помимо этого, начальная (максимальная) цена контракта в указанном конкурсе рассчитана с использованием проектно-сметного метода. Согласно ст. 22 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта с использованием проектно-сметного метода применяется заказчиком, только при определении начальной (максимальной) цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (часть 9.1).
Следует отметить, что формальное указание заказчиком в описании объекта закупки конкурсной документации на термин "произведение градостроительства" само по себе не влечет возможности для заказчика применить положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что, Заказчиком при установлении в конкурсной документации величин значимости критериев оценки заявок допущены нарушения части 6 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении критериев (цена контракта, квалификация участника закупки), величин значимости этих критериев на участие в открытом конкурсе не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и пункта 11 Постановления Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УралДорТехнологии" на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчика: Главное управление строительства Тюменской области при проведении открытого конкурса КО-129/15 (реестровый номер закупки N 0167200003415004187) на выполнение работ "Подготовка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) д. Большие Акияры Червишевского сельского поселения Тюменского муниципального района), обоснованной.
2. Признать Уполномоченного органа: Управления государственных закупок по Тюменской области, заказчика: Главное управление строительства Тюменской области нарушившими ст. 32, ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса N КО-129/15 (реестровый номер закупки N 0167200003415004187) на выполнение работ "Подготовка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) д. Большие Акияры Червишевского сельского поселения Тюменского муниципального района).
3. Предписание не выдавать в связи с ранее выданным предписанием по делу N 233 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии И.В. Поткина
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 октября 2015 г. N 234
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2015