Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 октября 2015 г. N 252
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя управления Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Гражданпромстрой" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - Грошев Д.В. директор,
от заказчика: Прокуратуры Тюменской области" (далее также - заказчик) Соснин С.Ф. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Гражданпромстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 59-2015 (реестровый номер закупки: 0167100003915000197) на выполнение работ по капитальному ремонту (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 23.10.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 27.10.2015 г. N 613 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, заказчиком неверно установлены требования к участникам закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в части не установления требований о наличии у такого участника действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - лицензия МЧС).
В обосновании доводов заявитель указывает, что документацией об аукционе предусмотрено, в том числе, выполнение работ, относящихся к лицензируемому виду деятельности.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 29.10.2015 N 10/2-02-2015/254), согласно которых документация об электронном аукционе N N АЭ-59-2015 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителя, представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Прокуратура Тюменской области выступила организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167100003915000197.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки (предмет контракта) является выполнение капитального ремонта здания прокуратуры города Тюмени, прокуратуры Центрального АО г. Тюмени, прокуратуры Калининского АО г. Тюмени, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области.
В пункт 14 аукционной документации N АЭ-59-2015 включено требование о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также -СРО) в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Пунктом 34, 36 Технического задания аукционной документации N АЭ-59-2015, предусмотрена установка дверей противопожарных.
Пунктом 5.2.6 проекта контракта (часть II аукционной документации N АЭ-59-2015) предусмотрена возможность привлечение подрядчиком при исполнении контракта субподрядных организаций обладающими необходимыми разрешительными документами (лицензия), предусмотренных законодательством РФ, подтверждающих их право на выполнение определенного вида работ.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах относятся к лицензируемым видам деятельности (п. 8 Положения).
При этом данные требования можно рассматривать не только как требование к участнику аукциона, но и как требование к выполняемым работам в том смысле, что работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
С учетом изложенного, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков), у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду.
В случае отсутствия допуска к работам по генподряду, у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что Федеральный закон N 99-ФЗ, а также проект контракта не содержат прямого запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения государственного контракта.
Кроме того, как пояснил представитель заявителя у него имеется свидетельство СРО, а также лицензия МЧС на монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах, при этом заявку на участие в аукционе N 59-2015 (реестровый номер закупки: 0167100003915000197) на выполнение работ по капитальному ремонту Общество не подавало.
Согласно ч.1. ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, анализ положений ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что для наличия права на обжалование действий заказчика в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, необходимо наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному акту в сфере закупок;
- оспариваемые действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В этой связи, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении жалоб, входят как проверка соответствия оспариваемых действий законодательству о контрактной системе, так и установление факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов участника закупки, обратившегося с соответствующей жалобой в контрольный орган.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций понимается, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества). Интересы организаций связаны со сферой их деятельности и возможностью реализации ими гражданских и других прав. Интересы коммерческой организации заключаются в успешном выполнении уставных и иных целей хозяйственно-экономической деятельности законными средствами.
Вместе с тем, жалоба ООО "Гражданпромстрой" не содержит указания, каким образом оспариваемые действия заказчика ущемляют права и законные интересы данной организации и какие обстоятельства не позволили подать заявку на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гражданпромстрой" на действия заказчика: Прокуратуры Тюменской области" при проведении электронного аукциона N 59-2015 (реестровый номер закупки: 0167100003915000197) на выполнение работ по капитальному ремонту необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 октября 2015 г. N 252
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2015