Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 ноября 2015 г. N 44-3347/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова" МЧС России (далее - Заказчик);
ООО "ОМС-СПб Кейтеринг" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 23664 от 03.11.2015) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по организации питания пациентов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 16.09.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100029915000366. Начальная (максимальная) цена контракта - 61 641 791,98 рублей.
В жалобе ООО "ОМС-СПб Кейтеринг" указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 29.10.2015 Заявителю отказано в участии в аукционе по следующим основаниям:
"Отклонить на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением информации о товарах, указанных в п. 2 (хлеб белый из пшеничной муки первого сорта) и в п.6 (хлебобулочные изделия мелкоштучные) приложения N 1 к техническому заданию, а именно конкретных показателей влажности, кислотности и пористости мякиша изделий".
Заказчиком, в Приложении 1 к Техническому заданию документации о закупке установлено требование к товару по позиции 2 "Хлеб белый из пшеничной муки первого сорта": "Влажность мякиша не более 45%, кислотность мякиша - не более 3 градусов, пористость мякиша 74%" и позиции 6 "Хлебобулочные изделия мелкоштучные": "Влажность мякиша должна быть 19,0-52,0%. Кислотность мякиша должна быть 3,5-8,0%", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 26987-86 "Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия" и ГОСТ 31805-2012 "Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Общие технические условия".
В ходе анализа заявки Заявителя в рамках заседания Комиссии УФАС установлено, что в составе заявки к товару по позиции 2 "Хлеб белый из пшеничной муки первого сорта" представлены характеристики: "Влажность мякиша не более 45% (определено ГОСТ), кислотность мякиша - не более 3 градусов (определено ГОСТ), пористость мякиша не менее 70% (определено ГОСТ)"; к товару по позиции 6 Хлебобулочные изделия мелкоштучные" представлены характеристики: "Влажность мякиша 19,0-52,0% (определено ГОСТ). Кислотность мякиша 3,5-8,0% (определено ГОСТ)".
Согласно п. 1.4. и Таблице 2 ГОСТ 26987-86 "Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия", влажность, кислотность и пористость в процентах мякиша в зависимости от сорта имеет определенное предельное значение (например: влажность мякиша высшего сорта не более 43 %) и не измеряется конкретными неинтервальными единичными значениями показателя.
Согласно п. 5.2.2. и Таблице 2 ГОСТ 31805-2012 "Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Общие технические условия", влажность и кислотность в процентах мякиша в зависимости от сорта имеет определенное предельное или интервальное значение (например: влажность мякиша: 19,0-52,0 %) и не измеряется конкретными неинтервальными единичными значениями показателя.
Согласно пояснениям представителей Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что заявка Заявителя не допущена к участию аукционной комиссией Заказчика в связи с использованием слов "не менее", "не более", а так же использованием диапазонных значений показателя, что противоречит инструкции по заполнению первой части заявки и не позволяет определить конкретные значения показателя.
Вместе с тем, инструкция по заполнению первой части заявки не устанавливает запрета или ограничения в использовании слов "не менее", "не более" и тп. в составе первой части заявки. Довод Заказчика о двусмысленном толковании характеристик товара, где использованы вышеуказанные слова не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС в связи с необходимостью использования данных слов согласно требованиям государственной стандартизации.
Так же в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что использование диапазонных значений показателя урегулировано инструкцией по заполнению первой части заявки, однако так же противоречит требованиям государственной стандартизации, согласно которым необходимые Заказчику характеристики в зависимости от сорта товара могут быть представлены только интервалом значений.
Таким образом, соблюдая требования инструкции по заполнению первой части заявки в части применения символа "-", предлагаемый к поставке товар не будет соответствовать положениям государственных стандартов, требования о соответствии которым так же установлено в Техническом задании документации о закупке.
Так же Комиссия УФАС отмечает, что по результатам протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке от 05.10.2015 (отменен решением Комиссии УФАС 44-3147/15 от 14.10.2015), вышеуказанные причины несоответствия заявки Заявителя требованиям документации о закупке установлены не были.
Следовательно, представленные в составе первой части заявки конкретные показатели товара соответствуют требованиям государственных стандартов, требования о соответствии которым установлено Техническим заданием документации о закупке, в связи с чем, в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отказе в допуске заявки ООО "ОМС-СПб Кейтеринг" к участию в электронном аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Анализ документации об аукционе, в том числе Приложения 12 к Техническому заданию "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме" показал следующее.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке, участникам, при заполнении первой части заявки необходимо руководствоваться следующим правилом: "В случае если диапазон значений показателя сопровождается словами "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", символом "-" и только этими терминами (символами) участник должен указать одно точное значение числового параметра товара".
Вместе с тем, в Приложении 1 к Техническому заданию документации о закупке установлено требование к товару по позиции 2 "Хлеб белый из пшеничной муки первого сорта": "Влажность мякиша не более 45%, кислотность мякиша - не более 3 градусов, пористость мякиша 74%" и позиции 6 "Хлебобулочные изделия мелкоштучные": "Влажность мякиша должна быть 19,0-52,0%. Кислотность мякиша должна быть 3,5-8,0%", а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 26987-86 "Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия" и ГОСТ 31805-2012 "Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Общие технические условия".
Согласно вышеуказанным государственным стандартам, показатели пористости, кислотности и влажности в зависимости от сорта измеряются исключительно диапазонными или предельными значениями, в связи с чем, указание единичного неинтервального значения показателя по данным характеристикам будет противоречить вышеуказанным государственным стандартам, требование о соответствии которым так же установлено в Техническом задании документации о закупке.
Так же, инструкция по заполнению первой части заявки не содержит указание на возможность \ невозможность использования слов "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до" в составе первой части заявки. Однако в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в случае использования данных слов или их синонимов первые части заявок, поданные на участие в закупке, признанны несоответствующими требованиям документации о закупке. Довод Заказчика о двусмысленном толковании характеристик товара, где использованы вышеуказанные слова не находит своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС в связи с необходимостью использования данных слов согласно требованиям государственной стандартизации.
Таким образом, Заказчик допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивых требований при заполнении первой части заявки на участие в закупке в части предоставления сведений об объекте закупки.
Так же комиссия УФАС отмечает, что закупка с номером извещения 0372100029915000366 ранее не однократно рассматривалась Комиссией УФАС, по результатам рассмотрения выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе путем внесения изменений в документацию о закупке. При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении, путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОМС-СПб Кейтеринг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 ноября 2015 г. N 44-3347/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2015