Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 октября 2015 г. N 44-3193/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда" (далее - Заказчик):
ООО "Спика" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21885 от 12.10.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации оконных заполнений в здании по адресу: Соляной пер., д. 9, лит. А (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 28.09.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200266815000011.
Начальная (максимальная) цена контракта 9 184 213,00 руб.
В жалобе ООО "Спика" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляются в том числе и конкурсом с ограниченным участием были установлены дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами:
1. Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, указанных в п.п. 2.1. пункта 4 части 2 конкурсной документации.
2. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании.
3. Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для выполнения работ, в объеме, установленном в приложении N 5 к части II "Специальная часть" документации о закупке, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ.
4. Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для выполняемых работ, являющихся предметом конкурса (при наличии указанных объектов в собственности), в объеме, установленном в приложении N 5 к части II "Специальная часть" документации о закупке, или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
В соответствии с разделом 5 конкурсной документации Заказчик установил требование о наличие у участника закупки на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта недвижимого имущества, в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, а именно:
Объекты недвижимого имущества, используемые для производственных целей:
- помещение* для воссоздания деревянных конструкций, реставрации и воссоздания оконных приборов площадью достаточной площади;
*Под термином помещение заказчик понимает: помещение, группу помещений, часть здания или здание в целом.
При этом, конкурсная документация не содержит требований к объёму (в данном случае площади) помещений, которые необходимы при выполнении работ, что свидетельствует об отсутствие надлежащего порядка оценки заявок.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с конкурсной документацией одним из нестоимостных критериев оценки заявки является критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
Предметом оценки по данному критерию является порядок выполнения работ по контракту, с подробным описанием выполнения работ, в соответствии с требованиями Технического задания согласно представленной сметной документации, в порядке выполнения работ по контракту должны быть описаны все без исключения виды работ, указанные в сметной документации.
Согласно п. 4.2 подраздела 11 конкурсной документации обоснованность предложений подтверждается способами, приемами, порядком выполнения той или иной описываемой работы, а также инструментами, механизмами или машинами, которые планируется применять при произвостве работ. Предложения и их обоснования должны быть направлены на улучшение качества ведения работ на объекте, которое может быть выражено в более бережном отношении к конструкциям объекта, лучшим сохранением объектов охраны, улучшением экологии при производстве работ (уменьшении загрязнений на объекте) и иными, направленными на повышение качества работ аспектами (улучшение указывается участником конкурса). Перечень улучшений качества производства работ на объекте не является исчерпывающим и может быть дополнен участником конкурса. Указанные улучшения качества работ не должны повторять способы, приемы работ указанные в техническом задании, так как их выполнение предусмотрено контрактом. Улучшения качества производства работ на объекте являются дополнительными действиями подрядчика для достижения лучшего результата работ по контракту.
"Предложения участников о качестве" оцениваются между собой относительно представленного количества обоснованных предложений о технологических решениях и способах выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, а также предложения по обеспечению соблюдения экологических требований в соответствии с законодательством РФ и техническим заданием. Предложения участника должны быть пронумерованы сквозной нумерацией для целей подсчета количества таких предложений, внутренние нумерации пунктов предложений не учитываются при подсчете.
Вместе с тем в данном случае в составе конкурсной документации содержится техническое задание, которое учитывает все виды, сроки, технологию производства работ, особенности организации системы контроля качества и т.д. Таким образом, заказчик в конкурсной документации изначально установил требования к работам и их качеству и предлагает участникам конкурса для получения максимального балла по рассматриваемому критерию повторить положения технического задания.
Следовательно, в данном случае оценка заявок осуществляется не между собой (кто из участников закупки предложит лучшие условия исполнения контракта), а на соответствие заявок техническому заданию (насколько подробно участник скопировал положения технической части конкурсной документации в свою заявку), что, в свою очередь противоречит пункту 1 Правил N 1085, согласно которому целью Правил является, в том числе, выявление лучших из предложенных участниками условий исполнения контракта при проведении закупки.
Таким образом, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет участникам заполнить заявку надлежащим образом, а конкурсной комиссии объективно оценить заявки участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спика" обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком порядка оценки заявок на участие в конкурсе с нарушением законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 октября 2015 г. N 44-3193/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2015