Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 ноября 2015 г. N 2-57-9908/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу: Сусловой Е.-В. В., Шипиловой О.В.,
при участии представителей ООО "БРИЗ": Гольцмана С.В., Чистякова И.О.,
рассмотрев жалобу ООО "БРИЗ" (далее - Заявитель) на действия Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексно-технической эксплуатации инженерных систем (эксплуатации) и административно-хозяйственного обслуживания в административном здании Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу расположенном по адресу: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, дом 39 А (Закупка N0373100064715000017) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований в нарушение законодательства об осуществлении закупок, а именно, в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при оказании услуг, а также не установления объёма использования товаров при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документацией.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 03.10.2015 NМГ/44068 документы и сведения.
1. По мнению Заявителя жалобы Заказчиком в аукционной документации не определен объём использования товаров при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документацией.
В соответствии п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации не определено количество использования при выполнении работ товаров, требования к которым установлены в Приложении N1 к техническому заданию аукционной документации, что, по мнению Заявителя, препятствует формированию участником закупки ценового предложения на участие в аукционе.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе системы лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системы. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации установлен перечень оборудования, подлежащего эксплуатации и обслуживанию, а также установлены виды и периодичность оказания услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документацией, что позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а также установлено, что участниками закупки подано 6 заявок на участие в аукционе, что свидетельствует о возможности определения стоимости оказания услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, и отсутствие ограничений количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. По мнению Заявителя жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации при описании требований по характеристике "Электрическое сопротивление изоляции проводов, пересчитанное на 1 км длины и измеренное в воде при температуре 70°С" товаров "Провод силовой ПВ 1,0 Ж", "Провод силовой ПВ 2,0 Ж" использована нестандартная единица измерения показателя - "Ом", поскольку в ГОСТ 6323-79 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия" данная характеристика указана в единицах измерения "кОм".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих об отнесении единиц измерения "Ом" и "кОм" к различным системам измерения, а также свидетельствующих об использовании Заказчиком нестандартных единиц измерения, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки при использовании указанных единиц измерения.
Кроме того, Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при оказании услуг, поскольку данные характеристики не влияют на качественные, потребительские и эксплуатационные свойства товаров:
- по п. "Краски водоимульсионные" установлены требования к предельно допустимым концентрациям компонентов краски в воздухе рабочей зоны производственного помещения и атмосфере, а также классу опасности данных компонентов;
- по п. "Противогрибковый состав" установлены требования к содержанию компонентов в противогрибковом составе;
- по п. "Кабель - витая пара" установлены следующие требования: "Содержание газов галогенных кислот в пересчете на HCl, мг/г: 6-11", "Проводимость водного раствора с адсорбированными продуктами дымогазовыделения, мкСм/мм: 5,5-17 мкСм/мм", "Показатель pH: 1-9 pH".
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе системы лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "Краски водоимульсионные" установлены в соответствии с ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия", требования к товару "Противогрибковый состав" - в соответствии с ГОСТ 28815-96 "Растворы водные защитных средств для древесины. Технические условия", требования к товару "Кабель - витая пара" - в соответствии с ГОСТ 6323-79 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия".
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление в аукционной документации требования о соответствии товаров, используемых при оказании услуг следующим ГОСТ: ГОСТ 12.2.063-81 "Система стандартов безопасности труда. Арматура промышленная трубопроводная. Общие требования безопасности", ГОСТ 5761-74 "Клапаны на условное давление Ру<= 25 МПа (250 кгс/см кв.). Общие технические условия", ГОСТ 9544-93 "Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов", ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия", ГОСТ 22483-77 "Жилы токопроводящие медные и алюминиевые для кабелей, проводов и шнуров. Основные параметры. Технические требования", ГОСТ Р 53769-2010 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", ГОСТ 1692-85 "Известь хлорная. Технические условия", ГОСТ Р 50377-92 "Безопасность оборудования информационной технологии, включая электрическое конторское оборудование", ГОСТ Р 53315-2009 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р 51311-99 "Кабели телефонные с полиэтиленовой изоляцией в пластмассовой оболочке. Технические условия", - поскольку данные ГОСТ утратили силу на территории Российской Федерации, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о невозможности использования товаров, соответствующих данным ГОСТ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что вышеуказанные требования не влияют на качественные, потребительские и эксплуатационные свойства товаров, используемых при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, и свидетельствующих о том, что указанные требования являются нестандартными при описании вышеуказанных характеристик товаров, применяемых при оказании услуг; свидетельствующих о невозможности использования при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации товаров соответствующих указанным ГОСТ, и свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования по п. "Кабель силовой 3х2,5": "Защитный покров и/или заполнение: да/нет", "Заполнение: да/нет", - поскольку, по мнению Заявителя, данные требования являются противоречивыми, что, с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе ("Знак "/" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "или", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или общепринятого понятия (например, день/ночь) или, когда речь идет о взаимосвязанных, но не взаимозаменяемых параметрах").
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе системы лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товару "Кабель силовой 3х2,5" вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товару "Кабель силовой 3х2,5" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и установлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решений об отклонении заявок участников закупки на участие в аукционе на основании предоставления в составе первой части заявки на участие в аукционе сведений несоответствующих требованиям "Защитный покров и/или заполнение: да/нет", "Заполнение: да/нет" к товару "Кабель силовой 3х2,5", что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, размещенной в составе аукционной документации Заказчика следующих требований.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит, в частности, следующие положения: "Использование символа "|" означает, что необходимо указать одно ли несколько значений, то есть среди марок, разделенных данным символом необходимо выбрать одну или несколько позиций, исходя из требований технических характеристик. Знак "\" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "и". Знак "/" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "или", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или общепринятого понятия (например, день/ночь) или, когда речь идет о взаимосвязанных, но не взаимозаменяемых параметрах".
При этом Заказчиком, при описании характеристик товаров, применяемых при выполнении работ, в частности при установлении требований к характеристике "Плотность рабочих растворов в пределе по ГОСТ 18995.1 при 20 °С, г/см3" товара "Противогрибковый состав" одновременно использованы символы "/", "\", без указания в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе правил чтения сочетания указанных символов, что может вводить участников закупки в заблуждение при определении минимальных и максимальных значений показателей, требования к которым установлены в аукционной документации, а также препятствует определению участниками закупки характеристик товаров, применяемых при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1, 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заявителем подана заявка на участие в аукционе, при этом вышеуказанное нарушение не повлияло на решение аукционной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО "БРИЗ" от участия в аукционе, при этом на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя согласился с правомерностью отклонения аукционной комиссией Заказчика заявки Заявителя от участия в аукционе, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "БРИЗ" на действия Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу обоснованной в части становления неправомерных требований к товару "Кабель силовой 3х2,5", а также отсутствия в аукционной документации приоритета символов "/", "\" при указании в аукционной документации минимальных, максимальных значений характеристик товаров, а также значений характеристик, которые не могут изменяться.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Т.А. Логинова
Члены комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 ноября 2015 г. N 2-57-9908/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015