Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 ноября 2015 г. N 2-57-9977/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии представителей:
Центрального регионального центра МЧС России: О.М. Гараева,
ООО "Голдпродукты": А.В. Гречко, Е.Е. Малаховой,
рассмотрев жалобу ООО "Голдпродукты" (далее - Заявитель) на действия Центрального регионального центра МЧС России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку пайков (Закупка N0373100088215000071) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N11/44547 от 06.11.2015.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам, о чем в адрес Заказчика направлены запросы на разъяснение положений аукционной документации, в части требований к товарам "Чай черный", "Галеты из пшеничной муки 1 сорта", "Галеты из пшеничной муки обойной" и "Горный паек, вариант 2". При этом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком даны разъяснения, не соответствующие действительности.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что также может повлечь ограничение количества участников закупки, а именно требований к таким товарам:
- "Чай черный" - фасованный черный чай должен вырабатываться по ГОСТ 32573-2013 "Чай черный. Технические условия" или по техническим условиям производителя". По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 32573-2013, согласно которому маркировка должна соответствовать ТР ТС 022/2011;
- "Галеты из пшеничной муки 1 сорта", "Галеты из пшеничной муки обойной" - галеты должны быть герметично упакованы в пачки из термосвариваемой пленки, массой нетто 50г. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 14032-68 "Галеты. Технические условия", согласно которому галеты фасованные в пачки массой не более 300г завертывают в два слоя бумаги, кроме того, Заказчиком не установлено требование о том что данные галеты должны быть "специального назначения".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки по товару "Чай черный" необходимо указать маркировку чая в соответствии с положениями ГОСТ 32573-2013 или техническими условиями производителя. Также Заказчик пояснил, что требования к товарам "Галеты из пшеничной муки 1 сорта" и "Галеты из пшеничной муки обойной" установлены в соответствии с положениями ГОСТ 14032-68, в частности п.3.3: галеты допускается выпускать фасованными в пачки из термосвариваемой пленки, герметично упакованными. Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил 4 образца галет, соответствующих требованиям аукционной документации, при этом, на упаковках данных товаров отсутствовала маркировка "специального назначения".
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком, в соответствии с положениями ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, даны разъяснения по вышеуказанным товарам, которые также позволяют участникам закупки определить соответствие закупаемых товаров требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в частности документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системы при установлении требований к товарам "Чай черный", "Галеты из пшеничной муки 1 сорта" и "Галеты из пшеничной муки обойной".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к составу товара "Горный паек, вариант 2" - в паек должны быть включены продукты в потребительской таре с массой нетто упаковочной единицы, указанной в таблице. Далее идет описание необходимой продукции. Вместе с тем, Заказчиком, в таблице не указан товар "разогреватель портативный комплект", тогда как в описании данный товар присутствует.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что "разогреватель портативный комплект" входит в состав Горного пайка, вариант 2.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару "Горный паек, вариант 2" установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку неуказание в составе "Горного пайка, вариант 2" товара "разогреватель портативный комплект" может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 14 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках, вышеуказанным требованиям по товару "Горный паек, вариант 2", что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации (пп.2.3.2. п.2.3. "Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе") неправомерно установлено положение о порядке внесения изменений в аукционную документацию, а именно: "в течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней".
В силу ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, положения пп.2.3.2. п.2.3. "Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе" аукционной документации противоречат положениям п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как установленный в документации срок продления срока подачи заявок не соответствует нормам ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) так как Заказчиком, при внесении изменений в аукционную документацию 13.10.2015 соблюдены положения ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе в части продления срока окончания подачи заявок на участие в аукционе не менее чем пятнадцать дней.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.2.1.5 проекта государственного контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар по месту требования Заказчика в срок, установленный Техническим заданием в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения государственного контракта.
Вместе с тем, согласно Техническому заданию, поставка товаров должна быть осуществлена в течение 20 календарных дней со дня заключения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление различных сроков поставки в проекте государственного контракта и в Техническом задании может вводить в заблуждение участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Голдпродукты" на действия Центрального регионального центра МЧС России обоснованной в части установления неправомерных требований по товару "Горный паек, вариант 2".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.65, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 193
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 ноября 2015 г. N 2-57-9977/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2015