Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2015 г. N 2-57-10046/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С.Максимова,
при участии представителей:
ССиНМП им. А.С. Пучкова: Кондракова Г.А., Беденко В.Н.,
РОУПО "Московская добровольная пожарная команда "Сигнал-01": Саленко М.Ю.,
рассмотрев жалобу РОУПО "Московская добровольная пожарная команда "Сигнал-01" (далее - Заявитель) на действия ССиНМП им. А.С. Пучкова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию систем приточно-вытяжной вентиляции на 46 объектах Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N 0373200000615000277) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.11.2015 NМГ/43450 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в составе аукционной документации Заказчика отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, , в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно . Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными к постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению при выполнении работ строительных, включенных в (кроме ) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с Приложением N1 к Поставновлению ""<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0373200000615000277 объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию систем приточно-вытяжной вентиляции на 46 объектах Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы, что относится к коду 45.33.12.199 по ОКПД, при этом начальная максимальная цена составляет 26 860 892,87 руб.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке Заказчиком не установлены вышеуказанные требования к участникам закупки относительно наличия опыта выполнения вышеуказанных строительных работ с указанием группы работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком ч.4, ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования в проекте государственного контракта, которые в свою очередь нарушают Закон о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы в пункте 8.1. проекта контракта, размещенного на официальном сайте, указано следующее: "8.1. Настоящий Контракт может быть расторгнут: - Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта: 8.1.1.1. Если Подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом, или выполняет работу так, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что она не будет выполнена надлежащим образом в установленный контрактом срок", кроме того в п. 14.4. проекта контракта указано: "14.4. Неотъемлемыми частями Контракта являются: приложение _1 Описание объекта закупки "Техническое задание", приложение _2 Расчет стоимости (сметная документация), Приложение 3 График выполнения работ, приложение 4 "Форма Акта сдачи-приемки работ, в свою очередь, в файле "Приложения к контракту", размещенном на официальном сайте, присутствует в незаполненном виде приложение N 3 График выполнения работ. Также, ни в Техническом задании, ни в иных пунктах проекта контракта не предусматривается каким образом заполняется данный график и какие этапы в нем предусмотрены (недели, месяцы, кварталы и т.д.).
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.12.2. Технического задания, подрядчик после приемки-передачи оборудования для выполнения работ предоставляет Заказчику на согласование утвержденный Исполнителем график по техническому обслуживанию оборудования вентиляционных установок учитывающий периодичность проведения работ. Перечень систем и оборудования подлежащего ТО и ППР представлен в аукционной документации. У каждого оборудования есть период обслуживание, у участника есть данный перечень систем, на основании этого, разрабатывается график и предоставляется Заказчику.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил документов, подтверждающих каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, в том числе каким образом установленные требования не позволяют подать заявку на участие в аукциона, и влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях Закона о контрактной системе допущенных при составлении аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущены нарушения норм Закона о контрактной системе, что в свою очередь может привести к ограничению количества участников закупки, поскольку при описании объекта закупки Заказчик установил требования к товарам, используемым при оказании услуг, а именно: "Азот, Ацетилен технический, Ацетон технический, Болт стальной с шестигранной головкой и гайка тип 1, Болт стальной с шестигранной головкой и гайка тип 2, Болт стальной с шестигранной головкой и гайка тип 3, Ветошь, Винты с потайной головкой, Газ кислород, Керосин, Кран шаровой для полипропиленовой трубы, Ксилол нефтяной, Сольвент нефтяной, Спирт этиловый технический, Тройник из полипропилена, Уайт-спирит, Уголок из полипропилена, Шкурка шлифовальная на бумажной основе, при этом невозможно определить, при выполнении каких работ используются вьшеуказанные товары, что свидетельствует о неправомерном установлении требований к вышеуказанным товарам.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в перечень работ также входит мелкий ремонт и замена вышедшего из строя оборудования, восстановление работоспособности которого нельзя отложить, мелкий ремонт, а при необходимости замена отдельных участков кабельных линий обслуживаемых систем с применением материалов, указанных в Приложении к Техническому заданию. Кроме того, в стоимость работ также входят материалы, необходимые для выполнения работ в количестве согласно Приложения N4 к Техническому заданию Аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не присутствовал, а также не представил документов, подтверждающих каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, в том числе каким образом установленные требования не позволяют подать заявку на участие в аукционе, и влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
а) В п. 17 "Резиновая прокладка тип 2" Заказчиком установлены требования: "Условный проход - Dy [40] мм; Наружный диаметр D - 58, 76 мм; Внутренний диаметр d - 48,66 мм". Согласно п. 8 ГОСТ 15180-86 "Прокладки плоские эластичные. Основные параметры и размеры" размеры прокладок должны соответствовать указанным в табл. 8, в соответствии с которой, резиновой прокладки с условным проходом 40 мм, наружным диаметром 58 мм, внутренним диаметром 48 мм не существует. Таким образом, Заказчиком установлены требования, противоречащие положениям ГОСТ 15180-86.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что вышеуказанные нарушения допущены в следствии технической ошибки.
б) В п. 67 "Болт стальной с шестигранной головкой и гайка тип 1" Заказчик устанавливает требования: "Диаметр резьбы М от 8* до 10* мм. Шаг резьбы болта более 1 мм, длина резьбы болта менее 30 мм, шаг резьбы гайки не более 1,5 мм, размер под ключ гайки не более 17 мм", что противоречит ГОСТ Р ИСО 4014-2013 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В", поскольку если участник в составе первой части заявки: - для параметра шаг резьбы болта укажет показатель 1,1; 1,2; 1,23 мм (т.е. любое число более 1 мм), который будет соответствовать требованиям Аукционной документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ, на который ссылается Заказчик; - для параметра длина резьбы болта укажет показатель 20; 21 мм (т.е. любое число менее 30 мм), который будет соответствовать требованиям Аукционной документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ, на который ссылается Заказчик; - для параметра шаг резьбы гайки укажет показатель 1,3; 1,4 мм (т.е. любое число не более 1,5 мм), который будет соответствовать требованиям Аукционной документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ, на который ссылается Заказчик; - для параметра размер под ключ гайки укажет показатель 12, 14, 15 мм (т.е. любое число не более 17 мм), который будет соответствовать требованиям Аукционной документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ, на который ссылается Заказчик, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что свидетельствует о нарушении Заказчиком положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу РОУПО "Московская добровольная пожарная команда "Сигнал-01" на действия ССиНМП им. А.С. Пучкова обоснованной в части неустановления в Аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки, а также в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4, ч.5 ст.31, п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии З.У. Несиев
И.С. Максимов
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2015 г. N 2-57-10046/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2015