Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 ноября 2015 г. N 2-57-10006/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешнева,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей
Центрнедра: Сусловой Е.-В.В., Шипиловой О.В.,
ООО "Линия Чистоты": Кочур Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Линия Чистоты" (далее - Заявитель) на действия Центрнедра (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по хозяйственному обслуживанию нежилых помещений (уборка площадей административного здания, уборка прилегающей к зданию территории) (Закупка N 0373100064715000015)(далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N11/44623 от 06.11.2015, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам, в установлении неправомерных положений в Инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к таким товарам:
- п. "Средство для чистки стекол": массовая доля изопропилового спирта не менее 87%; массовая доля воды не более 0,15%; температура вспышки выше 5 °С что, по мнению Заявителя, является излишним требованием и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что данные требования установлены в соответствии с ГОСТ 9805-84 "Спирт изопропиловый". Представитель Заказчика пояснил, что требования к данному товару установлены в соответствии с ГОСТ 51696-2000. При этом, характеристики параметров так, например, "Массовая доля нелетучего остатка", "Температура вспышки", "температура воспдаменения" отсутствуют в ГОСТ 51696-2000;
- п. "Противогрибковый состав": препарат - ХМББ-3324 | ХМББ-12121 | ХМББ-3239 | ХМББ-1128 | ХМХА-116 | ХМХА-1110 | ФБС-211 | ФБС-255 | ФБС-2515 | БС-13 | ББ-11 | ББ-32 | ДМФ-1121 | ДМФ-5521 | ДМФ-55; Плотность рабочих растворов в пределе по ГОСТ 18995.1 при 20 °С, г/см3 1,035 - 1,136/ 1,033 - 1,127/ 1,033 - 1,108/ 1,025 - 1,054 / 1,020 - 1,037 / 1,033 - 1,064/1,019 - 1,029/1,024 - 1,069/1,038 - 1,075/1,050 - 1,099/1,003 - 1,061/1,016 - 1,055/1,034 - 1,098/1,080 - 1,119\1,040 - 1,152/1,018 - 1,076/1,018 - 1,076/1,018 - 1,048/1,025 - 1,090/1,045 - 1,027. Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "Использование символа "|" означает, что необходимо указать одно ли несколько значений, то есть среди марок, разделенных данным символом необходимо выбрать одну или несколько позиций, исходя из требований технических характеристик. Знак "\" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "и". Знак "/" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "или", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или общепринятого понятия (например, день/ночь) или, когда речь идет о взаимосвязанных, но не взаимозаменяемых параметрах". Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 18995.1 плотность раствора препарата с массовой долей 1% для препарата типа ФБС-2515 должен быть 1,080 - 1,119, при этом приоритетность чтения символов "\" и "/" в аукционной документации не установлена, что вводит участников закупки в заблуждение и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований аукционной документации, поскольку вышеуказанные требования не позволяют определить минимальные(максимальные) значения показателей характеристик товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, а также значения которые не могут изменяться, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к таким товарам, как:
- п. "Моющее средство": изопропиловый спирт - не входит/входит; Содержание CH3CH(OH)CH3 - не более 5 %, что, по мнению Заявителя, является неправомерным и может вводить в заблуждение участников закупки, так как участнику не предоставляется возможным указать на отсутствие изопропилового спирта в предлагаемом товаре. Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при отсутствии изопропилового спирта в средстве в графе "Содержание CH3CH(OH)CH3" необходимо указать "0";
- п. "Жидкое мыло": водородный показатель pH 5,0-8,5 рН; массовая доля хлоридов не более 6%, что, по мнению Заявителя, является неправомерным так как производитель данных товаров не указывают данные сведения о характеристиках товара. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил документы, а именно скриншоты с официальных сайтов поставщиков данных товаров, подтверждающие указание данных характеристик производителями данного товара.
- п. "Средство для восстановления поверхностей из натурального и искусственного камня": температура замерзания ниже -40°С; температура кипения более 80°С что, по мнению Заявителя, является излишним, так как данные характеристики отсутствуют в ГОСТ 52345 (требование о соответствии которому установлено в аукционной документации). На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил документы, а именно скриншоты с официальных сайтов поставщиков данных товаров, подтверждающие указание данных характеристик производителями данного товара.
- п. "Средство для удаления плесени": уровень первичного биологического разложения поверхностно-активных веществ входящих в состав средства должен составлять - не менее семидесяти процентов; уровень полного биологического разложения поверхностно-активных веществ входящих в состав средства - по общему органическому углероду или двуокиси углерода должен составлять более пятидесяти процентов, что, по мнению Заявителя, является излишним, что может повлечь за собой ограничение количество участников закупки. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены в соответствии с ГОСТ 52488-2005.
- п. "Универсальный дезинфицирующий порошок": массовая доля анионных поверхностно-активных веществ не должна быть более сорока пяти процентов; моющая способность выше семидесяти девяти процентов, что, по мнению Заявителя, является излишним, что может повлечь за собой ограничение количество участников закупки. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлено в соответствии с ГОСТ 52488-2005.
- п. "Средство для глубокой чистки": расход должен быть не 100 мл/м2, что, по мнению Заявителя, является неправомерным и может вводить в заблуждение участников закупки, поскольку согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "Знак "
" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение".
- п. "Нейтральное универсальное моющее средство": Средство должно обладать высокой проникающей способностью; должно легко очищать поверхности от застарелых органических загрязнений и следов воды; Средство должно быть чувствительно к низким температурам. п. Концентрированное средство для мойки стекол и зеркал": эффективно обезжиривать и обновлять стеклянные и зеркальные поверхности, эффективно работать в воде любой жесткости, обладание сенсибилизирующим действием. п. "Универсальное обезжиривающее средство: обладать повышенной смачивающей способностью, эффективно эмульгировать растительные и животные жиры, легко очищать поверхности. п. "Кислотное средство для очистки и дезинфекции": Должен эффективно удалять ржавчину, обладать хорошей моющей и обезжиривающей способностью, высоким бактерицидным действием. По мнению Заявителя, данные требования являются неправомерными, так как данные требования являются нестандартными и могут вводить в заблуждение участников закупки. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены в соответствии с данными производителей данных товаров.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе, что вышеуказанные показатели установлены в нарушение положений Закона о контрактной системе, и влекут за собой ограничение количество участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в данном аукционе подано 11 заявок, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Заявитель обжалует установление в аукционной документации требований к производственным мощностям, а именно губкам для мытья, что нарушает положения ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе
В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционная документация содержит требования о предоставлении в первой части заявки характеристик товаров, необходимых для оказания услуг, а именно к губками для мытья: так, например, по параметрам "Размеры(ВхДхШ)", "Вес, г.", "напряжение сжатия при 50% деформации (кПа*10).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товару по п. "Губка для мытья".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Линия Чистоты" на действия Центрнедра в части установления неправомерных требований п. "Средство для чистки стекол", п. "Противогрибковый состав", а также в части установления требований к товару по п. "Губка для мытья".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.3 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
А.Г. Абегян
исп. А.Г. Абегян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 ноября 2015 г. N 2-57-10006/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2015