Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 ноября 2015 г. N 2-57-10107/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Члена комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации: Борисенко Л.В., Екимовой Н.А,
в отсутствие представителей ООО "КитежГрад", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N11/44830 от 09.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "КитежГрад" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт помещения и монтаж макета (стенда) АПК НИЦ МБУ РФ (Закупка N0373100084915000103) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, в нарушение положений законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.11.2015 N11/44830 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя заказчиком установлены неправомерные требования к составу второй части заявки на участие в аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п. 2, 5, 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
По мнению Заявителя Заказчиком в пп. 5 п. 13.4 аукционной документации неправомерно установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе следующих документов: "документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона N44-ФЗ, или копии этих документов", поскольку информационной картой аукционной документации Заказчика не предусмотрены преимущества участникам закупки в соответствии со ст. 28-30 Закона о контрактной системы.
Однако указание в пп. 5 п. 13.4 аукционной документации требования о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28-30 Закона о контрактной системе, при отсутствии в извещении о проведении закупки сведений о преимуществах (ограничениях), не свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и обязанности участника закупки декларировать такие сведения.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участника закупки при установлении вышеуказанного требования к участникам закупки, а также свидетельствующих о том, что требования аукционной документации Заказчика препятствуют формированию заявки на участие в аукционе на условиях документации о закупке.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в разделе XI информационной карты аукционной документации установлено следующее положение: "При возникновении противоречия между положениями, закрепленными в Документации об открытом аукционе в электронной форме и настоящей Информационной карте электронного аукциона, применяются положения Информационной карты электронного аукциона".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки, а также неправомерно не установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в документации об электронном аукционе требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная МЧС России, поскольку техническим заданием аукционной документацией наряду с выполнением работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений предусмотрено выполнение иных видов работ.
На заседании Комиссии Управления установлено, что п. 30 "Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки" информационной карты аукционной документации содержится требование к указанной лицензии, при этом техническим заданием наряду с выполнением работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности здания предусмотрены также работы по переносу установленного в помещениях Заказчика стенда, а также выполнение работ по текущему ремонту помещений.
Заказчиком в п. 1.2.2 технического задания аукционной документации установлено следующее требование: "Подрядчик, а также субподрядчик должны иметь лицензии: лицензия МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", при этом в п. 1.2.1 технического задания указано, что с уведомлением Заказчика Подрядчик вправе привлекать к исполнению работ других лиц (субподрядчиков).
Таким образом требования п. 30 информационной карты и п. 1.2.2 технического задания аукционной документации составлены Заказчиком таким образом, что могут вводить участников закупки в заблуждение при определении требований к участникам закупки, а также требований к составу второй части заявки на участие в аукционе, что, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования в п. 30 информационной карты аукционной документации указано вследствие технической ошибки при этом положения п. 1.2.2 технического задания позволяют участникам закупки сформировать заявку на участие в закупке, а также пояснил, что участниками закупки подано 2 заявки на участие в аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничений количества участников закупки.
Кроме того, в силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное неустановление Заказчиком требований к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона выбран код ОКПД 45.34.32.110 "Работы по монтажу строительных конструкций (изделий) и их элементов и инженерного оборудования зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки, выполняемые по индивидуальным заказам", начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 000 260,41 рублей.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при формировании аукционной документации допущена техническая ошибка в части указания в извещении о проведении закупки вышеуказанного кода ОКПД, при этом 45% стоимости работ, учтенных при формировании начальной (максимальной) цены контракта, отнесены к коду 29.56.91.000 "Услуги по монтажу прочего оборудования специального назначения, не включенного в другие группировки" ОКПД. Так, согласно возражениям Заказчика стоимость выполнения работ по текущему ремонту помещений отнесенных к коду 45 ОКПД не превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, что также подтверждается Приложением N1 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, согласно которому стоимость работ по ремонту помещения для монтажа макета, рассчитанная проектно-сметным методом, составляет 5030260,41 рублей; стоимость работ по монтажу макета и стоимость товаров, применяемых при выполнении работ предусмотренных техническим заданием, рассчитанные методом сопоставимых рыночных, цен составляет 9970000,00 рублей.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при указании в извещении о проведении закупки кода ОКПД не соответствующего предмету закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КитежГрад" на действия ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части установления неправомерного требования в п. 30 информационной карты аукционной документации, а также указания в извещении о проведении закупки неверного кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 ноября 2015 г. N 2-57-10107/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2015