Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2015 г. N 2-57-10066/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя комиссии - главного государственного инспектра отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
члена комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителя ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги": А.А. Кузнецова,
в отсутствие представителей заявителя жалобы, ООО "АРТ РемСтрой", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N 11/44811 от 09.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "АРТ РемСтрой" (далее-Заявитель) на действия ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли административно-производственных зданий (Закупка N0373200307315000463) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N 11/44811 от 09.11.2015) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части:
1) установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
2) предоставления разъяснений положений аукционной документации, изменяющих суть аукционной документации.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и св едения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам в нарушение Закона о контрактной системе, в частности:
1) в п."Материал рулонный кровельный нижний слой" графа "требуемый параметр" содержит следующее наименование "Потеря посыпки, не более" при этом, в графе "требуемое значение", содержащей диапазон минимальных и максимальных значений, которые должен заполнить участник закупки, установлено требование "2,45 г/образец".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя аналогичные требования присутствуют по пп."Плиты минераловатныегидрофобизированные на основе базальтового волокна", "Материал рулонный кровельный верхний слой","Плиты минераловатные теплоизоляционные", "Плиты древесностружечные", "Краска фасадная".
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены таким образом, что могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствуя корректному определению максимальных и (или) минимальных значений показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться и в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2) п."Сталь листовая оцинкованная с обрезной кромкой" установлены требования "предназначенную для холодного профилирования или под окраску или для изготовления штампованных деталей (посуды, тары и других металлических изделий) или быть общего назначения.", "ОН; ХШ, ХП; ПК", данные требования могут вводить в заблуждение участников закупки, поскольку Заказчиком установлена необходимость предоставления стали двух видов назначения и одновременно с этим установлено требование о необходимости предоставления только одного назначения стали. Кроме того, исходя из наименования товара (материала) Заказчику требуется именно листовая сталь, в то же время установлено требование "Сталь, должна представлять собой листовую или рулонную холоднокатаную сталь", что может вводить в заблуждение участников закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в инструкции по заполнению первой части на участие в аукционе указано: "В полях "Наименование материала", "Тpебуемый параметp", "Требуемое значение" сведения о показателях, отличительных характеристиках товара (материала), марках материала, перечисленные через ";" и "/" - читать, как "или"- это означает, что надо выбрать одно из перечисляемых сведений, присущих данному показателю или описать только один вид материала, которые были перечисленные через данные знаки препинания ( "или", ";", "/"). Перечисленные через "," - читать, как "и"-это означает, что надо выбрать все сведения присущие данному показателю или описать все материалы перечисленные через данные знаки препинания ("и", ","). При этом по товарам (материалам) и (или) их характеристикам, разделенных знаком ";", а также союзом "или", участник размещения заказа исключает не используемый им тип (вид, марку, отличительную характеристику) товара (материала). При этом по товарам (материалам) и (или) их характеристикам, разделенных знаком ",", а также союзом "и", участник размещения заказа должен представить характеристики в отношении каждого товара (материала) перечисленного через "и" или ","".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе не определена приоритетность знаков "," и ";", при одновременном их использовании в описании требования к товарам, используемым при выполнении работ, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционе, что нарушает ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано 9 заявок, при этом оспариваемые Заявителем положения аукционной документации не явились основанием для признания заявок участников закупки не соответствующими аукционной документации, что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации установлены требования в нарушение Закона о контрактной системе, в частности:
1) в пп."Материал рулонный кровельный нижний слой", "Материал рулонный кровельный верхний слой" установлено требование "Разрывная сила при растяжении, не менее, на основе: стеклоткани стеклохолста полиэфирного полотна 490 (50) 390 (40) 590 (60)", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку отсутствуют знаки препинания.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в технической части аукционной документации требования к товарам "Материал рулонный кровельный нижний слой", "Материал рулонный кровельный верхний слой" установлены следующим образом: разрывная сила при растяжении, не менее, на основе: стеклоткани 490 (50) Н (кгс/5 см); стеклохолста 390 (40) Н (кгс/5 см); полиэфирного полотна 590 (60) Н (кгс/5 см), что позволяет участникам закупки сформировать предложение и определить соответствие закупаемых товаров требованиям аукционной документации.
2) в п."Материал рулонный кровельный и гидроизоляционный" установлено требование "должен быть беспокровным или с крупнозернистой и песчаной посыпкой или с покровной пленкой пропиточного состава на лицевой стороне", по мнению Заявителя, данное требование вводит в заблуждение участников закупки, поскольку невозможно определить формулировка "пропиточного состава" относится исключительно к "с покровной пленкой" либо ко всем указанным видам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению первой части на участие в аукционе: "В полях "Наименование материала", "Тpебуемый параметp", "Требуемое значение" сведения о показателях, отличительных характеристиках товара (материала), марках материала, перечисленные через ";" и "/" - читать, как "или"- это означает, что надо выбрать одно из перечисленных сведений, присущих данному показателю или описать только один вид материала, которые были перечисленные через данные знаки препинания ( "или", ";", "/")", что позволяет участникам закупки сформировать предложение по п."Материал рулонный кровельный и гидроизоляционный".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации установлено требование о соответствии товара ГОСТ 1214-85, при этом данного нормативного документа не существует.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил подтверждение того, что стандарт ГОСТ 1214-85 "Чугун с пластинчатым графитом для отливок.Марки" является действующим.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал и соответствующих документов, сведений в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе на рассмотрение Комиссии Управления, не представил.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанных доводов жалобы Заявителя.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, изменяющих суть аукционной документации.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком 30.10.2015 в единой информационной системе опубликованы разъяснения положений аукционной документации, а именно:
по запросу: "Просьба разъяснить, при наличии в поле "Требуемый параметр" знаков "+-" и "", а также слов "плюс минус" допускается ли указание значения без конкретизации самого параметра, например Требуемый параметр: "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2)° С не более" не будет ли являться причиной для отклонения, если участник в поле "Функциональные, технические и качественные характеристики предлагаемого товара" укажет только значение данного параметра без указания конкретики самого параметра?";
Заказчиком дан ответ: "для данных случаев с температурой допускается. То есть можете указывать (20 2)° С или 20 это не будет считаться ошибкой".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в единой информационной системе опубликованы разъяснения положений аукционной документации.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал и соответствующих документов, сведений в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя,лагаемых а также, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при опубликовании в единой информационной системе разъяснения положений аукционной документации на рассмотрение Комиссии Управления, не представил.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя требования инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, вводят участников закупки в заблуждение, а именно: "Если заказчиком в поле "Тpебуемый параметp", "Требуемое значение" установлено значение параметра с формулировкой "не более" или "не менее", то в графе требуемое значение участник размещения заказа должен предоставить сведения о конкретной характеристике товара (материала) не более или не менее соответствующего установленного значения (в соответствии действующими нормативно-техническим документами)", "Если заказчиком в поле "Тpебуемыйпараметp", "Требуемое значение" установлено значения со знаком "-", то в графе "Требуемое значение" участник размещения заказа должен предоставить сведения о характеристике товара (материала) в виде конкретного значения, входящего в диапазон, разделенный знаком "-"".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управлении представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика при установлении вышеуказанных требований в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволили сформировать заявку на участие в аукционе, а также не представил документов, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе составлена в соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано 9 заявок, что свидетельствует о возможности формирования первой части заявки на условиях изложенных в аукционной документации, а также об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "АРТ РемСтрой" на действия ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Член Комиссии Р.Г. Осипов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2015 г. N 2-57-10066/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2015