Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 октября 2015 г. N 2-57-9186/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГБУ "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" ДЗМ: Г.А. Кондракова, В.Н. Беденко,
в отсутствие представителей ООО "Служба пожарного мониторинга-77", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/41306 от 14.10.2015,
рассмотрев жалобу ООО "Служба пожарного мониторинга-77" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации и систем оповещения о пожаре (Закупка N0373200000615000286) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/41306 от 14.10.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к таким товарам:
- п.1 "Спирт этиловый технический" - концентрация этилового спирта не должна быть < 94 % (по объему); массовая концентрация сложных эфиров, в пересчете на уксусноэтиловый эфир не должна быть 180 мг/дмЗ; концентрация метилового спирта не должна быть > 0,1 % (по объему); массовая концентрация фурфурола не должно быть > 5 мг/дмЗ. Вместе с тем, ГОСТ 18300-87 "Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия" не регламентирует указанные показатели, таким образом, по мнению Заявителя жалобы данные требования являются излишними. Также Заказчиком установлено требование: массовая концентрация сивушного масла > 500 мг/дмЗ, тогда как согласно ГОСТ 18300-87 массовая концентрация сивушного масла должна быть не более 4 мг/дмЗ для спирта марки "Экстра" и высшего сорта, и не более 10 мг/дмЗ для спирта первого сорта. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в аукционе с учетом требований положений аукционной документации и положениями ГОСТ 18300-87;
- п.2 "Краски масляные жидкотертые" - марка краски МА-15; МА-22; сурик железный; цвета: красно-коричневая/розово-бежевая/ светло серо-зеленая/ красная/ фисташковая/ светло-голубая/ зеленая/ темно-желтая/ коричневая/ вишневая/ темно-серая/ бежевая/ светло-бежевая; темно-красная; кремовая/ оранжевато-бежевая/ голубая/ светло-серая/ желто-зеленая; в состав красок входит олифа комбинированная К-3, К-5, К-2 или оксоль; условная светостойкость пленки более 2 часов / не регламентируется; предельно допустимые концентрации уайт-спирит(нефрас С4-155/200) в воздухе рабочей зоны производственных помещений не более 300 мг/куб.м; предельно допустимые концентрации свинца с его неорганическими соединениями в воздухе рабочей зоны не более 0,01 мг/куб.; температура вспышки и самовоспламенения уайт-спирита (нефраса С4-155/200) не менее 33°C и не более 270°C. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки характеристики, указанные через запятую или точка с запятой, читать как необходимость Заказчика в наличие всех указанных вариантов характеристики; если в Приложении к описанию объекта закупки в показателях (характеристиках), установлено перечисление вариаций одного и того же показателя через запятую и в конце перечисления стоит слово "или" или иные вариации знаков альтернативности, то участнику следует представить один вариант из перечисленных; характеристики, указанные через "/" означает, что участнику закупки необходимо выбрать одно из предлагаемых значений, и указать значение в виде конкретного показателя с учетом требований, изложенных в настоящей Инструкции. Кроме того, согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" температура вспышки уайт-спирита является конкретным значением: 33°С, аналогично и температура самовоспламенения - 270 °С. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в аукционе с учетом требований положений аукционной документации, требований Инструкции по заполнению первой части заявки и положениями ГОСТ 10503-71.
- п.7 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем" - прочность при растяжении более 130 МПа (кгс/см2). Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 16214-86 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем. Технические условия" прочность при растяжении не менее 140 кгс/см2 для первого сорта и не менее 150 кгс/см2 для высшего сорта. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в аукционе с учетом требований положений аукционной документации и положениями ГОСТ 16214-86;
- п.6 "Ацетон технический" - температура вспышки и температура самовоспламенения от минус 18 °С; температурные пределы воспламенения паров в воздухе: нижний, верхний выше минус 20°С, что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 2768-84 "Ацетон технический. Технические условия", который предусматривает конкретные значения температуры вспышки - минус 18°С и температуры самовоспламенения - 500 °С, температурные пределы воспламенения паров в воздухе: нижний минус 20°С, верхний 6°С. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в аукционе с учетом требований положений аукционной документации и положениями ГОСТ 2768-84;
- п.12 "Шайба плоская" - назначение: представляет собой крепежную деталь из латуни с отверстием, которая может подкладывается под гайку, головку винта или болта; теоретическая масса 1000 шт. меньше 151000 кг, что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия", согласно которому максимальное значение шайб не может составлять 151000 кг. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в аукционе с учетом требований положений аукционной документации и положениями ГОСТ 11371-78;
- п.17 "Уайт-спирит" - Заказчиком установлено требования к маркировке товара, в частности: должна содержаться информация наименование предприятия (фирмы) изготовителя, товарный знак предприятия, масса нетто, масса брутто. п.42 "Эмали" - упаковка: банки комбинированные для лакокрасочных материалов или из белой жести или хромированной. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены излишние требования к объекту закупки;
- п.28 "Растворы" - Заказчиком установлены требования к материалам (сырью), из которого изготавливается товар "растворы", в частности: содержание гидрослюды в заполнителях более 0,9 % по массе; содержание сильвина включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора не менее 0,04 % по массе; доля в заполнителях пирротина в пересчете на SОз не более 2,7 % по массе; массовая доля в заполнителях ангидрита в пересчете на SОз не более 0,45%. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены излишние требования к объекту закупки;
- п.38 "Сольвент нефтяной" - гарантийный срок хранения сольвента превышает два года со дня изготовления. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 10214-78 "Сольвент нефтяной. Технические условия" гарантийный срок хранения сольвента составляет два года со дня его изготовления. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в аукционе с учетом требований положений аукционной документации и положениями ГОСТ 10214-78.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по вышеуказанным требованиям по п.1 "Спирт этиловый технический", п.2 "Краски масляные жидкотертые", п.7 "Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем", п.6 "Ацетон технический", п.12 "Шайба плоская", п.17 "Уайт-спирит", п.28 "Растворы", п.42 "Эмали", п.38 "Сольвент нефтяной" Заказчиком 13.10.2015 внесены изменения в аукционную документацию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1-2, ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
2. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком неправомерно установлено излишнее требование к товару п.18 "Трубы электротехнические гофрированные" - протяжка (в трубах с зондом): стальная проволока класса не менее 2, диаметром не менее 0,9 мм, так как данное требование устанавливается к зонду, а не к трубе.
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование является стандартным и установлено Заказчиком на основе данных производителей товара. В подтверждение своих доводов представитель Заказчика представил сведения о товаре "Труба гофрированная ПНД", опубликованные на официальном сайте компании "Электро МИР".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе с учетом установления вышеуказанных требований по п.18 аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Служба пожарного мониторинга-77" на действия ГБУ "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" ДЗМ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п.1, п.2 , п.7, п.6, п.12, п.17, п.28, п.42 и п.38.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1- 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдать, так как выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Д.А. Орехов
исп. Е.А. Дейнега (495) 784-75-05 (179)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 октября 2015 г. N 2-57-9186/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2015