Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 октября 2015 г. N 2-57-9219/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Смольянова,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБУЗ ГКБ N15 ДЗМ им. Филатова О.М: С.А. Денисова, Г.А. Кондраковой,
ООО "Нордстар": Д.О. Селяметова,
рассмотрев жалобу ООО "Нордстар" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ГКБ N15 ДЗМ им. Филатова О.М. (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов, 2-х подъемных платформ для обслуживания маломобильных групп населения, диспетчерской системы ОДС, сопровождение лифтерами и организация диспетчерской лифтовой службы на 2016 год (Закупка N 0373200024415000191) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, и свидетельствующие о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России МГ/41466 от 15.10.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации опубликовано "Приложение к описанию объекта" закупки, которое не соответствует "Типовой форме с изменениями в части инструкции по ее заполнению участниками закупки" утвержденной Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации установлена инструкция по заполнению заявки. Однако, данная инструкция не является "Типовой форме с изменениями в части инструкции по ее заполнению участниками закупки" утвержденной Департаментом города Москвы по конкурентной политике. При этом, данная инструкция не противоречит требования Закона о контрактной системе и не устанавливает требований, влекущих за собой ограничение количества участников на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил документов, подтверждающих каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования не позволяют подать заявку на участие в аукционе, и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам по п."Видеокамера тип 1", п. "Болт стальной с шестигранной головкой и гайка тип 1", п. "Сталь тонколистовая", п. "Шурупы".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования по п. "Видеокамера тип 1. Матрица не менее 1/3 Sony или эквивалент", п. "Болт стальной с шестигранной головкой и гайка тип 1. Марка стали гайки 35 или эквивалент", п. "Сталь тонколистовая. Марка стали может быть 08 пс или эквивалент. Для цинкования может применяться цинк следующих марок Ц0 или эквивалент", п. "Шурупы. Марка материала Л90, 10 кп или эквивалент", что по мнению Заявителя, является неконкретными значениями.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования технического задания аукционной документации установлены таким образом, что не позволяют участникам определить эквивалентность требуемых товаров, что может в нарушение положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки на участие в Аукционе подано 6 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не отклонялись заявки на основании несоответствия предлагаемых товаров в части данных требований, что свидетельствует о возможности сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации, а также об отсутствии ограничений участников закупки.
3. По мнению Заявителя в аукционной документации отсутствует объем используемых товаров.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя в "Приложении к описанию объекта закупки" установлены требования к товарам, которые не представлены в сметном расчете, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет сформировать ценовое предложение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в техническом задании представлена "Ведомость товаров, необходимых для выполнения работ", в которой установлен перечень необходимых товаров, для выполнения работ
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил документов, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования не позволяют подать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации не установлены требования о соответствия предлагаемых товаров требованиям конкретных ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение.
Заказчиком в Техническом задании аукционной документации установлены требования к товарам, в том числе о необходимости соответствия предлагаемых товаров требованиям ГОСТ, а именно: ГОСТ Р 55967-2014, ГОСТ 1033-79, ГОСТ 4366-76, ГОСТ 3333-80, ГОСТ 17479.4-87, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 19113-84, ГОСТР ИСО 4014-2013, ГОСТ Р 50791-95, ГОСТ Р ИСО 8765-2013, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 17242-86, ГОСТ 6825-91, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 31947-2012, ГОСТ 22483-2012, ГОСТ 3640-94, ГОСТ 9045-93, ГОСТ 380, ГОСТ 20799, ГОСТ 3134, ГОСТ 10503, ГОСТ 9980.4, ГОСТ 12.1.007, ГОСТ 7386-80, ГОСТ 2239-79, ГОСТ 23981-80, ГОСТ 21930, ГОСТ 32126.1-2013, ГОСТ 4643-75, ГОСТ 1050, ГОСТ 2768-84, ГОСТ 14254-96, ГОСТ Р 50827.1, ГОСТ Р 51686.2, ГОСТ Р 51324.1, ГОСТ Р 51686.1, ГОСТ 1759.0, ГОСТ 5915, ГОСТ 5927, ГОСТ Р ИСО 898-2-2013, ГОСТ 17475, ГОСТ 11371-78, МЭК529-89, ГОСТ 1144, ГОСТ 1147, ГОСТ 15527, ГОСТ 1050, ГОСТ 21150, ГОСТ 16214, ГОСТ 18108-80, ГОСТ 18123-82, ГОСТ 6958-78.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования повлекли ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалоб Заявителя.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации содержатся требования к недействующему ГОСТ Р 50827.1, а также к ГОСТ Р 51686.2, ГОСТ Р 51324.1, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ 51686.2, ГОСТ Р 51324.1 имеют две даты принятия ГОСТ 51686.2-2000, ГОСТ 51686.2-2013, а также ГОСТ Р 51324.1-2012, ГОСТ Р 51324.1-2005
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лицо, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ Р 50827.1 - 2009 отменен, однако, с 01.01.2014 необходимо пользоваться ГОСТ 32126.1-2013. Вместе с тем, в техническом задании аукционной документации установлено требование к ГОСТ Р 50827.1-2009, а также ГОСТ 32126.1-2013. Данные требования установлены в связи с тем, что отмененный ГОСТ Р 50827.1 не устанавливает запрет на продажу и хранение уже производственного товара. В связи с этим установлены требования к данным ГОСТ, что не ограничивает участников закупки на участие в аукционе. Кроме того, ГОСТ Р 51686.2, ГОСТ Р 51324.1 имеют конкретные даты принятия, что позволяет участнику закупки ознакомиться с данными ГОСТ и сформировать заявку на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а именно, в части невозможности формирования заявки на участие в Аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации, ГОСТ, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм закона о контрактной системе.
6. По мнению Заявителя, Заказчиком в п. 6.4. технического задания аукционной документации установлено требование о соответствии проводимого технического освидетельствования лифтов Распоряжению Департамента экономической политики и развития города Москвы N 36-Р от 27 сентября 2011 г. "Об утверждении цен на техническое обслуживание лифтового оборудования и систем диспетчеризации, установленных в жилых домах города Москвы", которое отсутствует в открытом доступе, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п 6.4. технического задания аукционной документации указано: "Если в ходе периодического технического освидетельствования лифта возникла необходимость регулировки отдельных узлов и механизмов, Подрядчик выполняет эти работы в установленные Актом периодического технического освидетельствования лифта сроки без дополнительной оплаты Заказчиком. Приложение 1 к распоряжению Департамента экономической политики и развития города Москвы N 36-Р от 27 сентября 2011 года".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вследствие технической ошибки Заказчиком допущена опечатка и указано, что необходимо пользоваться Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы N 30-Р от 27 сентября 2011 г. "Об утверждении цен на техническое обслуживание лифтового оборудования и систем диспетчеризации, установленных в жилых домах города Москвы".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требования технического задания аукционной документации установлены таким образом, что могут вводит участников закупки в заблуждение, что нарушает положения п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки на участие в Аукционе подано 6 заявок, что свидетельствует о возможности сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации, а также об отсутствии ограничений участников закупки.
Таким образом, Комиссии Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
7. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации содержатся требования к недействующим нормативно правовым актам, а именно: Приказ "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МВД России", Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда", Правил пожарной безопасности при производстве строительно - монтажных работ в Российской Федерации, СНиП 2.04.09.-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные нормативно правовые акты не ограничивают участников закупки, а также позволят сформировать заявку на участие в аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а именно, в части невозможности формирования заявки на участие в Аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Нордстар" на действия ГБУЗ ГКБ N15 ДЗМ им. Филатова О.М. обоснованной в части неправомерного установления в аукционной документации требований к товарам, а также установления требования о соответствии проводимого технического освидетельствования лифтов Распоряжению Департамента экономической политики и развития города Москвы N 36-Р от 27 сентября 2011 г. "Об утверждении цен на техническое обслуживание лифтового оборудования и систем диспетчеризации, установленных в жилых домах города Москвы".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок государственному Заказчику не выдавать, так как указанные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Членов Комиссии А.А. Смольянов
З.У. Несиев
Смольянов А.А. (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 октября 2015 г. N 2-57-9219/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2015