Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 октября 2015 г. N 2-57-9260/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Члена комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
при участии представителей:
Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы: Аникина И.С.,
ООО "Профэкспострой": Шипиловой О.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Профэкспострой" (далее - Заявитель) на действия Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания префектуры ЮЗАО города Москвы (Закупка N 0173200021415000047) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.10.2015 NМГ/41808 документы и сведения.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в Форме 2 аукционной документации и сметной документации неправомерно установлены противоречивые требования к товарам, по мнению Заявителя, может повлечь за собой ограничение количества участников.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации размещена сметная документация, в которой содержатся сведения, позволяющие определить объем работ и сформировать участнику закупки ценовое предложение.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в Форме 2 аукционной документации установлены требования к товарам, в частности, к товарам по п. 14 "Кабель каналы" (размер), п. 25 "Краски водно-дисперсионные" (марка краски), п. 23 "Смеси бетонные" (тип бетона), п. 21 "Краски масляные" (марка краски), п. 4 "Щитки автоматического переключения ЩАП-13" (габаритные размеры), п. 12 "Трубы электротехнические гофрированные" (наружный диаметр, материал труб), п. 13 "Коробки распределительные для открытой проводки пластмассовые" (количество выводов, степень защиты), п. 17 "Выключатели серия "Этюд" ТИП ВА10-041С" (напряжение), п. 6 "Выключатели автоматические тип ТИП S293C" (номинальный ток).
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, поскольку в сметной документации Заказчиком установлены иные требования к вышеуказанным товарам, так, например, в Форме 2 аукционной документации установлено требование к товару по п. 14 "Кабель каналы" (Размер: 105х50 мм), в сметной документации указаны кабель каналы с размером "80х60 мм".
В соответствии ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что сметный расчет служит для определения начальной (максимальной) цены контракта и содержит сведения, позволяющие участнику закупки определить объем выполняемых работ.
Таким образом, количество и виды расходных материалов используемых при выполнении работ и оказании услуг, установлены ресурсной ведомости сметной документации, что не противоречит законодательству об осуществлении закупок.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 4 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данные доводы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
2. На заседании Комиссии Управления установлено, что в Форме 2 аукционной документации установлены требования к товарам:
-п. 13 "Коробки распределительные для открытой проводки пластмассовые": "Характеристики: Конструкция замка крышки должна обеспечивать степень защиты от попадания твердых предметов и влаги более IP10 внутреннего пространства от проникновения твердых предметов и воды", "Степень защиты от вредного воздействия в результате проникновения воды и твердых материалов: более IP30";
-п. 19 "Светильник настенный потолочный ДБО64-6х2-004": "Способ установки светильника: должен быть настенный".
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, поскольку Заказчиком одновременно установлено требование к степени защиты более IP10 и более IP30 по п. 13, по п. 19 участнику не представляется возможным определить требование Заказчика, поскольку Заказчику требуется настенные потолочный светильник со способом установки "настенный".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены вышеуказанные требования к товарам.
3. На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в п. 5.3.3 проекта Государственного контракта установлено: "Подрядчик (Исполнитель) вправе: Привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субподрядчиков (соисполнителей), обладающих специальными знаниями, навыками, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ (услуг), предусмотренных в Технической документации. При этом Подрядчик (Исполнитель) несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками (соисполнителями). Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) не влечет изменение Цены Контракта и/или объемов работ (услуг) по Контракту. Перечень работ (услуг), выполненных (оказанных) субподрядчиками (соисполнителями), и их стоимость Подрядчик (Исполнитель) указывает в отчетной документации, представляемой Заказчику по результатам выполнения работ (оказания услуг) в порядке, установленном Контрактом".
Вместе с тем, установлено, что в п. 11 Технического задания указано: "Исполнитель работ должен иметь: в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке, свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), вид работ 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Свидетельство СРО должно содержать разрешение на вид работ 33.3. (в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624"Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства")".
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, а именно, по мнению Заявителя, Участник закупки обязан иметь свидетельство СРО, в то время как проектом государственного контракта установлен пункт о праве исполнителя привлечь к исполнению обязательств субподрядные организации.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что требование к СРО установлено на основании ст. 52 Градостроительного кодекса, согласно которой виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, при этом, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что из аукционной документации не следует, что установленные требования к наличию свидетельства СРО предъявлены непосредственно к участнику закупки.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 4 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данные доводы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, предъявляются дополнительные требования к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно примечанию к пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "Исполнитель работ должен иметь: - в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке, свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), вид работ 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Свидетельство СРО должно содержать разрешение на вид работ 33.3. (в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624"Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"); - в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 документальное подтверждение наличия опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе: - копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контрактов, акта (актов) выполненных работ. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20% цены контракта, на право заключить который проводится настоящий аукцион. Также требуемые документы должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем аукционе", при этом, Заказчиком не установлена группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники Аукциона. Таким образом, действия Заказчика, не установивших группу работ строительных при установлении дополнительных требований в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профэкспострой" на действия Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п. 13, п. 19.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: С.И. Казарин
Исп. Казарин С.И.
(495) 784-75-05 (182)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 октября 2015 г. N 2-57-9260/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2015