Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 октября 2015 г. N 2-57-9613/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Технический центр Департамента культуры города Москвы": Давидавичене О.А., Андреяшкиной Е.С., Шашунова П.А., Кириченко Д.Б.,
при участии представителей ООО "Фортрейд": Рукиной Е.Ю., Аксяновой М.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Фортрейд" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оснащение комплексными системами безопасности (СОУЭ, АПС, ОС) подведомственных учреждений, согласно списка N18 (Закупка N 0373200138215000129) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также выразившиеся в установлении неправомерных положений в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.10.2015 NМГ/41852 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в Приложении к техническому заданию аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при выполнении работ:
- по п. "Батарея аккумуляторная" установлено требование "Срок службы: не должен быть менее < 5 лет", что по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить срок службы аккумуляторных батарей, применяемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации;
- по п. "Припои" по характеристикам "плотность" и "теплопроводность" не указаны единицы измерения показателей, а также указаны следующие единицы измерения показателей:
- по характеристике "удельное электросопротивение" указана единица измерения "г/см3", при этом, по мнению Заявителя, данная характеристика измеряется в "Ом*мм2/м";
- по характеристике "временное сопротивление разрыву" указана единица измерения "ккал/см*с*град", при этом, по мнению Заявителя, данная характеристика измеряется в "кгс/мм2";
- по характеристике "относительное удлинение" указана единица измерения "кгс/мм2", при этом, по мнению Заявителя, данная характеристика измеряется в "%";
- по характеристике "ударная вязкость" указана единица измерения "%", при этом, по мнению Заявителя, данная характеристика измеряется в "кгс/см2";
- по характеристике "Сурьма: есть\мало\нет" указана единица измерения "кгс/см2"
- по п. "Извещатель охранный адресный магнитноконтактный" установлено требование "время фиксации нарушения зоны: не более 300 мс", при этом указана единица измерения "сек", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки извещатель охранный адресный магнитноконтактный с каким временем фиксации нарушения зоны необходимо использовать при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводам жалобы Заявителя, а также пояснил наличие вышеуказанных нарушений в документации следствием технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Батарея аккумуляторная", "Припои", "Извещатель охранный адресный магнитноконтактный" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и установлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает на неправомерное установление Заказчиком по п. "Батарея аккумуляторная" Приложения к техническому заданию следующего требования "Температурная компенсация: должна быть -15> мВ/°С", поскольку, по мнению Заявителя, температурная компенсация аккумуляторной батареи не может быть отрицательной.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил скриншоты официальных сайтов поставщиков аккумуляторных батарей, согласно которым температурная компенсация батарей указывается производителями товара в виде отрицательного значения.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные положения в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит, в частности, следующие положения: "При указании в требуемом параметре формулировки "в диапазоне" участником должно быть предложено конкретное значение показателя. Например требуемое "длина в диапазоне 5-15 метров" - возможное предложение участника "длина 10 метров". В случае указания в требуемом значении формулировки "диапазон" участником должно быть представлено в виде интервала значений величины параметра. Например требуемое "Диапазон рабочих температур - 10...+40 С" участник должен предложить "Диапазон рабочих температур -10...+40 С".
По мнению Заявителя, указанные требования является противоречивыми требованиями и не позволяют участникам закупки заполнить заявку на участие в аукционе в части характеристики "Диапазон рабочих температур: Диапазон рабочих температур °С -35_+60°С" товара п. "Оповещатель звуковой", применяемого при выполнении работ. В жалобе Заявитель также указывает на установление Заказчиком аналогичных требований по п. "Резервный источник питания", "Извещатель магнитноконтактный", "Извещатель охранный для закрытых помещений" Приложения к техническому заданию аукционной документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в требуемых параметрах указанных товаров отсутствует формулировка "в диапазоне", что позволяет участникам закупки сформировать предложение в части вышеуказанных характеристик с учетом данных положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Таким образом положения аукционной документации, в том числе положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе позволяют участникам закупки определить соответствие товаров, применяемых при выполнении работ требованиями Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о противоречии вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе требованиям к товарам, применяемым при выполнении работ, требования к которым установлены в Приложении к техническому заданию.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к товарам, не учтенным при составлении сметного расчета.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам "Гипсовые вяжущие (гипс) для штукатурных работ", "Дюбели распорные", "Болты с шестигранной головкой", "Шайбы для болтов черные", "Шурупы с полукруглой головкой", "Клей (для приклеивания резин общего назначения)", "Гвозди", поскольку, по мнению Заявителя, указанные товары не учтены Заказчиком при формировании сметной документации.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные товары используются в качестве расходных материалов при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации и учтены Заказчиком в ресурсной ведомости для выполнения работ, о чём Заказчиком указано в возражениях, предоставленных на заседании Комиссии Управления.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Фортрейд" на действия ГГКУ города Москвы "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованной в части установления неправомерного требования к товарам "Батарея аккумуляторная", "Припои", "Извещатель охранный адресный магнитноконтактный" Приложения к техническому заданию аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 октября 2015 г. N 2-57-9613/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015