Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 октября 2015 г. N 2-57-9240/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГБУ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы: Кондракова Г.А.,
при участии представителя ООО "CТРОЙ-СИТИ": Иванова Д.С.,
рассмотрев жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по эксплуатации и техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных систем Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N 0373200000615000288) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.10.2015 NМГ/41874 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации:
- по п. "Олифа натуральная" установлено требование "Кислотное число: должно быть не более 7", при этом указана единица измерения "мг", что, по мнению Заявителя,не соответствует ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия", согласно которому кислотное число олифы измеряется в "мг КОН";
- по п. "Ацетон технический" установлены требования:
- "Минимальная энергия зажигания паров в воздухе: должна быть не меньше 0,6 мДж", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 2768-84 "Ацетон технический. Технические условия", которым предусмотрено конкретное значение данного показателя - 0,6 мДж;
- "Коэффициент возможности ингаляционного отравления: меньше 29", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 12.1.007-76 "ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности", поскольку ацетон технический в соответствии с ГОСТ 2768-84 является веществом 4 класса опасности, коэффициент возможности ингаляционного отравления которых в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 должен быть менее 3;
- "Концентрационные пределы воспламенения паров в воздухе: нижний, верхний до 13 % (по объему)", при этом, в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано: "До" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 2768-84, которым предусмотрены конкретные значения данных показателей: верхний концентрационный предел воспламенения паров ацетона в воздухе должен быть 13%, нижний предел - 2,2%;
- по п. "Арматурные изделия" установлены требования "Арматурные изделия: Должны быть гладкого или периодического профиля, должны иметь класс АI, АII или АIII", "Марка стали: 32Г2Рпс или Ст5сп или эквивалент", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", согласно которому арматурные изделия класса АI производятся из стали марок Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп;
- по п. "Резина техническая" установлены требования: "Класс: первый/второй", "Условная прочность при растяжении для классов 1/2: не менее 4,0 МПа", "Прочность связи резиновых слоев с тканевыми прокладками, для 1 и 2-го класса: не менее 7,0", при этом, в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Характеристики, указанные через "/" означает, что участнику закупки необходимо выбрать одно из предлагаемых значений, и указать значение в виде конкретного показателя с учетом требований, изложенных в настоящей Инструкции, исключения составляют общепринятые требования, например лента 10/3, марки битумов, мастик и т.д.", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждении при определении потребности Заказчика в классе резины технической;
- по п. "Средство для удаления засоров" установлено требование "Класс опасности: должен быть выше II", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить каких классов опасности средства для удаления засоров необходимо использовать при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации;
- по п. "Краски масляные жидкотертые" установлены требования "Предельно допустимые концентрации уайт-спирит (нефрас С4-155/200) в воздухе рабочей зоны производственных помещений: не более 300 мг/м3", "Предельно допустимые концентрации свинца с его неорганическими соединениями в воздухе рабочей зоны производственных помещений: не более 0,01 мг/м3", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", которым предусмотрены конкретные значения указанных показателей - Предельно допустимая концентрация уайт-спирит (нефрас С4-155/200) в воздухе рабочей зоны производственных помещений 300 мг/м3, предельно допустимая концентрация свинца с его неорганическими соединениями в воздухе рабочей зоны производственных помещений - 0,01 мг/м3;
- по п. "Растворы строительные" установлены, в частности, следующие требования:
- "Вид работы: для штукатурки накрывочного слоя", "В зависимости от вида работ наибольшая крупность зерен заполнителя не превышает 5 мм", "Содержание зерен песка размером более 2,5 мм должны отсутствовать", что по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями к наибольшей крупности заполнителя, и не соответствует ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", согласно которому максимальная крупность зерен заполнителя, применяемого для изготовления штукатурного накрывочного раствора должна быть не более 1,25 мм;
- "Состав: сухой смеси цемент, известь, золы-унос, песок", что свидетельствует о том, что при выполнении работ необходимо применять цементно-известковый раствор, при этом установлено требование "При подогреве заполнителей их температура должна быть: ниже 60°C", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 28013-98, согласно которому при подготовке заполнителей цементно-известковых растворов их температура должна быть не выше 40°С;
- по п. "Растворы" установлены, в частности, следующие требования:
- "Зола-унос не менее 20 % массы", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 28013-98, согласно которому содержание в растворе строительном золы-уноса не должно превышать 20%;
- "Зола-унос не менее 20 % массы", "Мелкий заполнитель песок для строительных работ или пористые пески", что, по мнению Заявителя, не соответствует следующему положению инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "Для улучшения технологических свойств, строительные растворы следует применять с золой уноса";
- по п. "Бачки смывные" установлены требования "Бачки: БУ/БН/БС/БВ", "В комплект бачка должны входить: корпус бачка с крышкой, комплект наполнительной арматуры, комплект спускной арматуры, гибкая подводка (по действующей технической документации), смывная труба (для бачков типов БН, БС и БВ), полочка (для бачков типа БУ), паспорт, включающий техническое описание и инструкцию по монтажу и эксплуатации", при этом инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит, в частности, следующие положения: "Характеристики, указанные через "/" означает, что участнику закупки необходимо выбрать одно из предлагаемых значений, и указать значение в виде конкретного показателя с учетом требований, изложенных в настоящей Инструкции, исключения составляют общепринятые требования, например лента 10/3, марки битумов, мастик и т.д.", "Характеристики, указанные через запятую или тoчка с запятoй, читать как необходимость Заказчика в наличие всех указанных вариантов характеристики", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить какого типа бачки смывные должны применяться при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации;
- по п. "Шурупы" установлены требования "Диаметр резьбы: не более 8, не менее 10 мм", "Диаметр головки: более 11 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры", которым предусмотрен единственный диаметр головки больший 11 мм для шурупов с диаметром резьбы не превышающей 8 мм, а именно 14,5 мм;
- по п. "Краски масляные жидкотертые" установлены требования "Марка краски: МА-15 сурик железный", "Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-4 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5)°С: должна быть 65-160 сек", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10503-71 "Государственный стандарт Союза ССР. Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", согласно которому условная вязкость по вискозиметру ВЗ-4 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20
0,5)°С краски марки МА-15 сурик железный должна быть 80-160 сек.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими техническими регламентами, стандартами требования к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, установлены вышеуказанным образом, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных показателей, а также требований инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком по п. "Краски масляные жидкотертые" требования по показателям "Марка краски", "В состав красок входит олифа" установлены таким образом, что препятствуют определению характеристик краски, применяемой при выполнении работ, поскольку значения указанного показателя товара не разделены символам, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика в применяемых материалах.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком по показателю "Марка краски" товара "Краски масляные жидкотертые" установлены два значения "МА-15" и "МА-22/МА-25", а также по данному показателю установлено требование к значению показателя "оксоль", без указания показателя товара в графе "Требуемые параметры" приложения к документации, содержащего характеристики применяемых материалов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам "Олифа натуральная", "Ацетон технический", "Арматурные изделия", "Резина техническая", "Средство для удаления засоров", "Шурупы", "Краски масляные жидкотертые", "Растворы строительные", "Растворы", "Бачки смывные", "Вяжущие гипсовые", "Прокладка паронитовая" и положения Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе составлены таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. 19 технического задания следующих единиц измерения объёма применения товаров при выполнении работ:
- по товару "Вяжущие гипсовые" указана единица измерения "м.п.", при этом, по мнению Заявителя, объём применяемых вяжущих измеряется в килограммах, а не метрах погонных;
- по товару "Прокладка паронитовая" указана единица измерения "м2", при этом, по мнению Заявителя, объём использования прокладок паронитовых измеряется в штуках, а не метрах квадратных.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил наличие вышеуказанного требования в документации следствием технической ошибки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при установлении требований к единицам измерения объёмов использования указанных товаров при выполнении работ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, что свидетельствует о возможности формирования ценового предложения на участие в аукционе, а также формирования заявки на участие в аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено следующее требование к товару "Арматурные изделия": "Удельный вес стали должен составлять: более 7,8*103 кг/м3", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", согласно которому значение данного показателя должно быть 7,85*103 кг/м3.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 5781-82 плотность стали составляет 7,85*103 кг/м3, при этом в документации установлено требование к удельному весу арматурных изделий.
Также Заявитель в жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление по п. "Шурупы" требований "Масса 1000 шт.: не более 0,83 кг", "Стандартная длина шурупа: не более 20 мм", "Диаметр резьбы: 2-2,5 мм", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования не соответствуют ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры", согласно которому масса 1000 шурупов длиной 20 мм с диаметром резьбы 2,5 мм не превышает 0,7668 кг.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в ГОСТ 1144-80 приведены приблизительные значения массы 1000 шт болтов, при этом ГОСТ 1144-80 регламентируются теоретические значения массы шурупов.
В жалобе Заявителя также указано на неправомерное установление Заказчиком следующих требований к товару "Арматурные изделия": "Предельное отклонение по массе: от +2, до -7%", "Предельное отклонение по точности прокатки: от +0,1, до -1,1 мм", "Отклонение по диаметру: от + 0,1, до -1,1 мм", поскольку, по мнению Заявителя, данные требования не соответствуют следующему положению инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "Характеристики, указанные через запятую или тoчка с запятoй, читать как необходимость Заказчика в наличие всех указанных вариантов характеристики", а также препятствуют подаче заявки на участие в аукционе участникам закупки, использующим арматурные изделия, не имеющих отклонения.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений свидетельствующих о введении участников закупки в заблуждение при указании характеристик товаров с использованием символа "," в качестве разделителя целой и десятичной частей десятичной дроби, а также свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе на условиях аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" на действия ГБУ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова" Департамента здравоохранения города Москвы обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам "Олифа натуральная", "Ацетон технический", "Арматурные изделия", "Резина техническая", "Средство для удаления засоров", "Шурупы", "Краски масляные жидкотертые", "Растворы строительные", "Растворы", "Бачки смывные", "Вяжущие гипсовые", "Прокладка паронитовая".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 октября 2015 г. N 2-57-9240/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2015