Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 октября 2015 г. N 2-57-9370/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.О. Кондратьевой,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Сильяновой,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ N 5 ДЗМ": Косичкина В.А., а также в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", уведомлены письмом Московского УФАС России N МГ/42187 от 20.10.2015,
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 5 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и сетей связи в помещениях в ГБУЗ " ГКБ N 5 ДЗМ" на 2016 год (Закупка N 0373200052815000223) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях положений законодательства об осуществлении закупок, допущенные при формировании аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/42187 от 20.10.2015 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя:
а) требования к товару "Канифоль" (массовая доля воды: от 0 до 2% (включительно); массовая доля золы: от 0 до 0,4% (включительно); массовая доля механических примесей: от 0,0 до 0,3% (включительно); склонность к кристаллизации: отсутствие или присутствие медового пористого осадка; соответствие нормативным документам: ГОСТ 28670 и ГОСТ 28670 и ГОСТ 19113) противоречат ГОСТ 19113-84 "Канифоль сосновая. Технические условия", требование о соответствие которому установлено в аукционной документации, поскольку в соответствии с п. 1.3 ГОСТ 19113-84 для любого сорта канифоли массовая доля воды не более 0,2%; для 1 и 2 сорта канифоли массовая доля золы не более 0,04%, для высшего не более 0,03%; для 1 и 2 сорта канифоли, массовая доля механических примесей не более 0,04%, для высшего не более 0,03%; для любого сорта канифоли, склонность к кристаллизации - отсутствие медового пористого осадка.
б) требование к товару "Розетка телефонная" (тип: RJ12 или RJ-45) установлено неправомерно, поскольку RJ-45 не является телефонным стандартом. RJ-45 - это восьмипроводный разъем, использующийся для построения ЛВС (локальная вычислительная сеть). Таким образом, данный стандарт является компьютерным. RJ12 используется для подключения шестипроводных телефонных аппаратов. Таким образом, данный стандарт является телефонным.
в) требования к товару "Смеси сухие" (по способу нанесения: штукатурные или шпаклевочные или клеевые или шовные или уплотняемые или самоуплотняющиеся или затирочные или поверхностные или инъекционные или ингибирующие или санирующие или биоцидные или огнезащитные или коррозионно - защитные или морозозащитные или радиационно - защитные или проникающие или капиллярные или цементные или гипсовые или известковые или полимерные или сложные или бетонные или растворные или дисперсные; соответствие нормативным документам: ГОСТ 31357 и ГОСТ 31189 и ГОСТ 4.233 и ГОСТ 5802-86; фракция (ручное нанесение, механизированное нанесение): от 0 до 5 мм) противоречат ГОСТ 31189-2003 "Смеси сухие строительные. Классификация", требование о соответствие которому установлено в аукционной документации, поскольку согласно п. 3.2.1 ГОСТ 31189-2003 выравнивающие смеси по способу нанесения подразделяют на: - штукатурные; - шпаклевочные. Также, Заказчик в аукционной документации допускает указание значения 0 для фракции, однако данная характеристика не может быть равна нулю, может иметь только положительное значение, а именно, более нуля.
г) для товара "Лента изоляционная" (соответствие нормативным документам: ГОСТ 2162-97 и ГОСТ 2162-97 и ГОСТ 19196 и ГОСТ 2162-97; содержать веществ, изменяющих цвет при соприкасании с металлическими поверхностями: от 0 до 0,12 %) установлено неправомерное соответствие ГОСТ 19196 "Ткани обувные. Общие технические условия", поскольку данный стандарт распространяется на обувные ткани - хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, предназначенные для изготовления обуви, однако "Лента изоляционная" не относится к вышеуказанному списку. Также, согласно п. 4.4.3 ГОСТ 2162-97 "Лента изоляционная прорезиненная. Технические условия", требование о соответствие которому установлено в аукционной документации, лента не должна содержать веществ, изменяющих цвет соприкасающихся с ней металлических поверхностей.
д) требования для товара "Шкурка шлифовальная" (зернистость: 40-16; длина: до 20 м; вид шлифматериала: нормальный или белый или легированый или циркониевый; марка шлифматериала: 15А; 14А; Ф14А; 13А; Ф13А; 94А; 93А; 92А; 91А; 91А-М и 92А-М; соответствие нормативным документам: ГОСТ 3647 и ГОСТ 3252 и ГОСТ 6456) противоречат ГОСТ 6456-82 "Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия", требование о соответствие которому установлено в аукционной документации, поскольку согласно ГОСТ 6456-82 марки шлифматериала "15А; 14А; Ф14А; 13А; Ф13А; 94А; 93А; 92А; 91А; 91А-М и 92А-М" относятся только к "нормальному" и "легированному" виду шлифматериала; длина для зернистости 40-16 составляет 30 и 50 м.
е) требования для товара "Краски масляные" (цвета: красно-коричневая и; укрывистось не высушенной плёнки краски на 1 м2: должна быть не более 165 г/м2) противоречат ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", требование о соответствие которому установлено в аукционной документации, поскольку согласно ГОСТ 10503-71 укрывистось не высушенной плёнки краски на 1 м2 для красно-коричневого цвета должна быть не более 100 г/м2.
ж) для товара "Провод" (внешний вид: две параллельно уложенные в одной плоскости медные токопроводящие жилы изолированы полиэтиленом и отделены одна от другой плоским основанием из того же материала; количество жил: 2 или 4; токопроводящая жила: медь или алюминий; соответствие нормативным документам: ТУ 63-032-15-89 и ГОСТ 3816-81 и ГОСТ 5551-82) установлены неправомерные требования, поскольку Заказчик указывает неверные варианты значений, позволяя участнику закупки указать количество жил равное 4 при конкретном требовании в характеристике "внешний вид" о наличии двух жил. Вместе с тем, Заказчик устанавливает противоречивые требования, указывая на необходимость предоставления кабеля с медными жилами, а также, возможность указания токопроводящей жилы из алюминия. Кроме того, вышеуказанные государственные стандарты распространяются на следующие товары: ГОСТ 3816-81 распространяющийся на "Полотна текстильные. Методы определения гигроскопических и водоотталкивающих свойств" и ГОСТ 5551-82 распространяющийся на "Сырье вторичное текстильное сортированное. Правила приемки, методы испытаний, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение". Таким образом, участникам закупки не предоставляется возможным указать кабель, который должен соответствовать государственным стандартам распространяющимся на полотна текстильные и вторичное сырье текстильное.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, в нарушение ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе представителем Заказчика не представлено доказательств, подтверждающих необходимость установления вышеуказанных характеристик к товарам "Канифоль", "Розетка телефонная", "Смеси сухие", "Лента изоляционная", "Шкурка шлифовальная", "Краски масляные", "Провод".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования для товаров "Провод", "Розетка телефонная" установлены вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация в части характеристик товаров "Канифоль", "Розетка телефонная", "Смеси сухие", "Лента изоляционная", "Шкурка шлифовальная", "Краски масляные", "Провод" составлена таким образом, что в нарушение п. 1,2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может вводить в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам "Канифоль" (тип: сосновая канифоль высший сорт или 1-й сорт или 2-й сорт; интенсивность окраски: X, WW, WG, M, K, Y, H, G, N; соответствие нормативным документам: ГОСТ 28670 и ГОСТ 28670 и ГОСТ 19113), "Смеси сухие" (основное назначение: выравнивающие и облицовочные и напольные и ремонтные и защитные и кладочные и монтажные и декоративные и гидроизоляционные и теплоизоляционные и грунтовочные; соответствие нормативным документам: ГОСТ 31357 и ГОСТ 31189 и ГОСТ 4.233 и ГОСТ 5802-86 ), что вводит участников закупки в заблуждение и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению и порядку оформления заявки на участие в аукционе "знаки "," и ";" используются в качестве пунктуации".
По мнению Заявителя, требования к товару "Канифоль" (тип: сосновая канифоль высший сорт или 1-й сорт или 2-й сорт; интенсивность окраски: X, WW, WG, M, K, Y, H, G, N; соответствие нормативным документам: ГОСТ 28670 и ГОСТ 19113) противоречат ГОСТ 19113-84 "Канифоль сосновая. Технические условия", требование о соответствие которому установлено в аукционной документации, поскольку в соответствии с п. 1.3 ГОСТ 19113-84 для высшего сорта интенсивность окраски X, WW, WG, для первого X, WW, WG, N, для второго M, K, Y, H, G. Также, по мнению Заявителя, Заказчик указывает на необходимость предоставления в рамках одного материала "смеси сухие" товар с 11 (одиннадцатью) различными основными назначениями. При этом, в сметной документации представленной в открытом доступе упоминается только один раз "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные: В7,5 (М100), F50, крупность заполнителя не более 3,5 мм". Таким образом, требование 11 (одиннадцати) смесей с различными назначениями неправомерно.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что поскольку знак "," используется в качестве пунктуации, то участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель для товара "Канифоль" характеристики "интенсивность окраски" в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика и ГОСТ 19113. Также, представитель Заказчика пояснил, что сметная документация является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, а не источником максимальных и (или) минимальных значений показателей.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем в жалобе, а также на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с вышеуказанной нормой законодательства об осуществлении закупок, в адрес Заказчика направлялся запрос о разъяснении положений аукционной документации. 13.10.2015 в 15:05 дан ответ на запрос, в котором Заказчик поясняет следующее: "В Форму 2 будут внесены изменения", однако, изменения Заказчиком не внесены, что нарушает ч. 4, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГБУЗ "ГКБ N 5 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Канифоль", "Розетка телефонная", "Смеси сухие", "Лента изоляционная", "Шкурка шлифовальная", "Краски масляные", "Провод", используемым при выполнении работ, а также, нарушения порядка разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1,2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 4, 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Сильянова
А.О. Кондратьева
Кондратьева А. О. (495) 784 75 05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 октября 2015 г. N 2-57-9370/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2015