Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2015 г. N 2-57-9473/77-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Смольянова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ": А.И. Бутина, Д.Н. Васильева,
ООО "КОНТРФОРС": М.Ю. Саленко,
рассмотрев жалобу ООО "КОНТРФОРС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений родильного дома по адресу: Коломенский проезд, д. 4, стр. 2 (Закупка N0373200027415000219) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/42409 от 22.10.2015 документы и сведения.
1. По мнению Заявителя жалобы, в аукционной документации Заказчика неправомерно не установлены требования ко вторым частям заявок на участие в аукционе о предоставлении документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контрактов в отношении дополнительных требований к участникам закупки, что нарушает Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N99) и ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно "Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД) код 45 включает строительные работы, в том числе: работы строительные подготовительные и вспомогательные, работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений.
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом закупки является выполнение работ по реконструкции, и данные работы включены в состав работ кода 45 ОКПД. Также, установлено, что начальная (максимальная) цена контракта по закупке N0373200027415000219 составляет 42 608 280,00 рублей.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.17.2 Информационной карты аукционной документации Заказчиком не установлены требования ко второй части заявки о предоставлении, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N99, копии (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.4 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при установлении дополнительных требований к участникам закупки.
2. Заявитель обжалует требования к необходимым материалам, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к таким товарам:
- п.1 "Кабели силовые" - номинальное временное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля <1000В. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия" номинальное переменное напряжение для кабелей силовых имеет конкретные значения, а именно: 600 В, 1000 В, 3000В, 6000В. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в электронном аукционе с учетом требований аукционной документации и положениям ГОСТ 16442-80;
- п.7 "Гвозди строительные" - условный диаметр стержня 1,8-3,0 мм; длина гвоздя 50-80 мм; теоретическая масса 1000шт круглый гвоздей менее 4,330 кг. Согласно положениям Инструкции по заполнению первой части заявки если установлен диапазон допустимых значений показателя и границы диапазона разделены знаком "-" (тире) или "_" (троеточие), необходимо указать конкретное значение из данного диапазона (включая пограничные значения). Согласно положениям ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкции и размеры" теоретическая масса 1000 круглых гвоздей составляет 4,330 кг для гвоздей размером 3,00х80мм. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в электронном аукционе с учетом требований аукционной документации, в частности Инструкции по заполнению первой части заявки и положениям ГОСТ 4028-63;
- п.9 "Краски водно-дисперсионные" - марка краски - ВД-АК-111; ВД-Ак-111р; ВД-КЧ-183; pH менее 10; укрывистость вышусенной пленки менее 200 г/м; стойкость пленки к статистическому воздействию воды более 10 ч; условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ/246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20°С более 20С. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки если требования к свойствам материала, в графе "Требуемое значение", разделены знаком ";" (точка с запятой) или союзом "или", необходимо указать один показатель из данного перечисления. Согласно положениям ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" pH краски ВД-АК-111 составляет 8,0-9,0; pH краски ВД-АК-111р составляет 7,5-9,5; pH краски ВД-КЧ-183 составляет не менее 8,0; укрывистость высушенной пленки для краски ВД-АК-111 составляет не менее 100 г/м
, для краски ВД-АК-111р составляет не менее 80 г/м
, для краски ВД-КЧ-183 составляет не менее 120 г/м
; стойкость пленки к статистическому воздействию воды для красок марок ВД-АК-111, ВД-Ак-111р и ВД-КЧ-183 составляет не менее 24 ч; также для данных марок условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ/246 с диаметром сопла 4 мм при температуре 20°С согласно ГОСТ 28196-89 составляет не менее 30С. Таким образом, участникам закупки не представляется возможным сформировать заявку на участие в электронном аукционе с учетом требований аукционной документации, в частности Инструкции по заполнению первой части заявки и положениям ГОСТ 28196-89;
- п.21 "Смеси бетонные" - Заказчиком в требуемом параметре указаны словосочетания "до" и "должна быть выше", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет корректно сформировать заявку на участие в данном аукционе;
- п.25 "Электроды" - по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к химическому составу материала, а именно: химический составу проволоки электрода: углероду, кремнию, марганцу, хрому, никелю, молибдену, титану, сере, фосфору, алюминию, цирконию, церию, ванадию, ниобию, вольфраму, азоту, меди, железо, так как данные показатели не регламентируются соответствующими ГОСТ на товар "электроды".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований к товарам, а также пояснить в соответствии с какими нормативными документами и техническими регламентами установлены вышеуказанные требования к товарам по п.1, п.7, п.9, п.21 и п.25 (требование к химическому составу проволоки).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений пп.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам п.1, п.7, п.9, п.21 и п.25 (требование к химическому составу проволоки).
3. Заявитель обжалует требования, установленные по п.25 "Электроды", а именно к марке проволоки, так как данные требования являются излишними и неправомерными.
Представитель Заказчика пояснил, что требования к марке проволоки по товару "Электроды" установлены в соответствии с Сертификатами на электроды, в которых присутствует указание на марку проволоки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе с учетом установления вышеуказанных требований к марке проволоки по п.25 аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно примечанию к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На заседании Комиссии установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлена группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники Аукциона, согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 99.
Таким образом, действия Заказчика, не установивших группу работ строительных при установлении дополнительных требований в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, нарушают ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КОНТРФОРС" на действия ГБУЗ "ГКБ N 79 ДЗМ" обоснованной в части отсутствия требований ко вторым частям заявок на участие в аукционе о предоставлении документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контрактов в отношении дополнительных требований к участникам закупки, а также в части установления неправомерных требований по п.1, п.7, п.9, п.21 и п.25 (требование к химическому составу проволоки).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений пп.1-2 ч.1 и ч.2 ст33, ч.4 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
А.А. Смольянов
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб.179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2015 г. N 2-57-9473/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015