Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 ноября 2015 г. N 2-57-9747/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Члена комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ЗАО "Научно-промышленная компания "Высокие технологии и стратегические системы": Марцинюк О.В., Сытина С.А., Артемьева Д.В.,
при участии представителей ФКУ "Центр обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий": Ильина Д.С., Рубаненко Д.В.,
рассмотрев жалобу ЗАО "Научно-промышленная компания "Высокие технологии и стратегические системы" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Центр обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на создание многоуровневого сегмента АИУС РСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровне для нужд МЧС России (Закупка N0373100038715000361) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, в нарушение положений законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 29.10.2015 NМГ/43582 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации неправомерно определен предмет договора, а также не установлен порядок передачи исполнителю государственного контракта исходной документации.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком при описании объекта закупки неправомерно использовано следующее определение: "АИУС РСЧС-2030 - созданная на базе современных IT-технологий автоматизированная система, предназначенная для сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций, включающая единую интеграционную программную платформу, хранилище данных, интерфейсы взаимообмена информацией с хранилищем данных, пользовательские интерфейсы", - поскольку информационная система "АИУС РСЧС-2030" на данный момент времени создается ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана" при исполнении государственного контракта N1773120227715000064 от 16.10.2015, заключенного по результатам проведения ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" открытого конкурса на разработку специального программного обеспечения АИУС РСЧС-2030 (Закупка N0373100032815000067), что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, поскольку на момент проведения электронного аукциона Заказчику следовало в вышеприведенном определении вместо слова "созданная" использовать слово "создаваемая".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на создание многоуровневого сегмента АИУС РСЧС-2030 на федеральном, межрегиональном и региональном уровне для нужд МЧС России на основании уже созданной информационной системы, при этом представитель Заказчика пояснил, что закупка N0373100032815000067 проводилась ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" на разработку специального программного обеспечения АИУС РСЧС-2030 на основании разработанной информационной системы, а не самой АИУС РСЧС-2030.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в составе аукционной документации размещено Техническое задание аукционной документации в котором указан перечень работ, которые необходимо выполнить при исполнении государственного контракта, а также установлены требования к разрабатываемому многоуровневому сегменту АИУС РСЧС-2030, что позволяет участникам закупки определить предмет закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что АИУС РСЧС-2030 на настоящий момент времени не является разработанной, свидетельствующих об использовании Заказчиком нестандартных определений при описании объекта закупки. Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом использование Заказчиком вышеуказанного слова при описании объекта закупки может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать формированию заявки на участие в аукционе на условиях документации о закупке.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации Заказчика неправомерно не включены положения о порядке и сроке предоставления исполнителю государственного контракта списка данных по двум крупным поводковым рекам для моделирования стока на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, поскольку данные сведения используются в блоке мониторинга паводковой обстановки для моделирования развития ситуации на потапливаемых территориях в соответствии с прогнозом развития ЧС исполнителем государственного контракта, заключенного Заказчиком ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" по результатам проведения закупки N0373100032815000067.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что аукционной документации установлен следующий перечень данных, используемых при моделирования стока на территории Центрального федерального округа Российской Федерации: "В качестве исходных данных для формирования растровой и векторной картографических основ необходимо использовать цифровые топографические карты в формате SXF масштаба 1:100 000 (18 субъектов), а также в номенклатурных листах масштаба 1:50 000. Исходные данные представляются Заказывающим подразделением. Для формирования наборов тематических данных, кроме картографической информации, необходимо использовать справочники Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), представляющие информацию о сети гидрологического наблюдения и режимах поверхностных вод. Из указанных справочников в набор тематических данных должны быть перенесены значения параметров гидрологических постов", при этом в документации не установлено требование об использовании данных, используемых при исполнении государственного контракта, заключенного по результатам проведения закупки N0373100032815000067.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что указанные сведения находятся в исключительном пользовании ФКУ "Центр обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлено требование о том, что на оборудование, используемое при создании многоуровневого сегмента АИУС РСЧС-2030 должно быть предустановлено специальное программное обеспечение, предоставляемое Заказчиком после заключения государственного контракта, при этом, в аукционной документации Заказчика не установлен порядок и сроки представления программного обеспечения, которое необходимо использовать в качестве исходных данных при исполнении государственного контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что документацией о проведении закупки не предусмотрена обязанность Заказчика предоставления исполнителю государственного контракта исходных данных для создания многоуровневого сегмента АИУС РСЧС-2030.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Техническое задание аукционной документации Заказчика содержит, в частности, следующее положение: "Единая интеграционная программная платформа, включающая ядро АИУС РСЧС-2030, содержащее подсистему идентификации пользователей, подсистему пространственных данных, подсистему классификации и кодирования, подсистему информационного взаимодействия, подсистему доступа к информационным ресурсам (реестр информационных ресурсов), подсистему управления процессами, маршрутизатор обращений к ЕИПП, предоставляется Заказывающим подразделением в качестве исходных данных".
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации Заказчика установлено требование об использовании при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием специальных лесоустроительных карт, с которых должны быть взяты данные о границах распространения, породах леса, средних размерах древостоя, высоте и расстоянии между деревьями, при этом, согласно доводам жалобы, данные сведения отсутствуют в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в аукционной документации Заказчика отсутствует указание на официальные источники данных, которыми необходимо руководствоваться исполнителю государственного контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить какими источниками данных, а также затруднился пояснить какими лесоустроительными картами необходимо руководствоваться исполнителю государственного контракта при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при неустановлении в аукционной документации сроков и порядка передачи исполнителю государственного контракта исходной документации, а также установления требования использования данных без указания в документации разрешенного источника официальных данных.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 2 заявки на участие в аукционе, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в аукционе, а также о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. По мнению Заявителя жалобы Заказчиком в аукционной документации установлено неправомерное требование к проекту государственного контракта.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в состав проекта государственного контракта включено Приложение N9 к контракту "Обеспечение исполнения государственного контракта", что, по мнению Заявителя, не соответствует ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе, согласно которой в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно п. 8.1 проекта государственного контракта обеспечение надлежащего исполнения государственного контракта является обязательным приложением к государственному контракту, которое будет добавлено в проект государственного контракта при подписании контракта победителем электронного аукциона.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что установление Заказчиком в проекте государственного контракта положения о включении документов, подтверждающих надлежащее исполнение государственного контракта в государственный контракт вышеуказанным образом может препятствовать процедуре заключения государственного контракта по результатам проведения закупки, а также может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к составу первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что, согласно п. 1.2.1 информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе конкретных значений показателей товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, поскольку техническим заданием и сметной документацией не предусмотрена поставка данных материалов.
Вместе с тем, на основании ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком требования о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе конкретных характеристик товаров, применяемых при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ЗАО "Научно-промышленная компания "Высокие технологии и стратегические системы" на действия ФКУ "Центр обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" обоснованной в части неустановления в аукционной документации сроков и порядка передачи исполнителю государственного контракта исходной документации, а также установления требования использования данных без указания в документации разрешенного источника официальных данных.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: М.В. Ермакова
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 ноября 2015 г. N 2-57-9747/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2015