Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 3 ноября 2015 г. N К-18/05
Резолютивная часть решения объявлена "29" октября 2015 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "03" ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: <_>
<_> |
<_> |
|
|
|
|
при участии:
- представителей Заказчика: главного специалиста-эксперта Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области <_> (доверенность от 28.10.2015 б/н); экономиста по закупкам Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Онкологический диспансер" <_> (доверенность от 29.10.2015 б/н); главного врача Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Онкологический диспансер" <_> (доверенность от 29.10.2015 б/н);
без участия Заявителей:
- представителей Общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент" (ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия от 29.10.2015 вход. N 02/5-865);
- представителей Общества с ограниченной ответственностью "ПримаДЕЗ-ДВ" (ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия от 27.10.2015 вход. N 02/5-860),
рассмотрев жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент" <_> от 22.10.2015 вход. N 02/5-846 и Общества с ограниченной ответственностью ""ПримаДЕЗ-ДВ" <_> на действия государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим биохимическим анализатором без ионоселективного модуля в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение N 0178200001315000240 от 09.10.2015), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.1014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступили жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент" (далее - ООО "Первый элемент") от 22.10.2015 вход. N 02/5-846 и Общества с ограниченной ответственностью ""ПримаДЕЗ-ДВ" (далее - ООО "ПримаДЕЗ-ДВ") от 27.10.2015 вход. N 02/5-855 на действия государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим биохимическим анализатором без ионоселективного модуля в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение N 0178200001315000240 от 09.10.2015).
Жалобы поданы в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
I. В жалобе ООО "Первый элемент" указано, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков" знаков обслуживания фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не должна содержать требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками тортов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных или муниципальных нужд, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Закупки должны основываться на принципах равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
По мнению Заявителя - ООО "Первый элемент" Заказчиком при проведении аукциона были допущены следующие нарушения вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, а именно совокупность требований технического задания документации о закупке соответствует параметрам оборудования единственного производителя анализатора Humastar 600 (Human GmbH, Германия), что является недопустимым и устраняет возможность подачи заявки, с предложением к поставке аналогичного но функциональному назначению оборудования, иного производства.
Федеральной антимонопольной службой РФ выработаны критерии недобросовестных способов получения поставщиками медицинских изделий преимуществ на рынке. Согласно этим критериям создание впечатления эксклюзивности товара и стимулирования спроса на него посредством формирования условий поставок, которые могут быть выполнены только определенной компанией, является недопустимым. В соответствии с практикой ФАС РФ такие преимущества компании получают через недобросовестное взаимодействие с государственными заказчиками и должностными лицами, участвующими в формировании заявок и аукционной (конкурсной) документации, а также врачебным сообществом, осуществляющим давление на государственные органы, определяющие условия закупок.
На российском рынке медицинских изделий представлено множество биохимических анализаторов, которые имеет требуемое заказчику медицинское назначение. При этом, требования составлены таким образом, что предложить к поставке возможно лишь аппарат Human GmbH, Германия. О нацеленности аукциона под конкретный аппарат, а, следовательно, под конкретного поставщика, свидетельствует включение в описание объекта закупки указанных далее характеристик, которые подлежат корректировке.
Так, по мнению ООО "Первый элемент", в технических требованиях указанных в Приложении N 1 Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим биохимическим анализатором без ионоселективного модуля в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, на продукцию единственного производителя указывает совокупность нижеуказанных пунктов:
- п. 20 "Количество многоразовых реакционных кювет": не менее 160. Существуют анализаторы с меньшим количеством кювет, при этом их производительность не ниже, заявленной в техническом задании данного аукциона - не менее 600 фотометрических тестов/час. Производительность анализатора является значимым и определяющим параметром.
Заявитель считает, что целесообразно устанавливать требование о количестве многоразовых реакционных кювет на "не менее 120", а требование к производительности установить в размере "не менее 180 тестов в час", так как население г. Биробиджана по официальным данным составляет 75 000 человек, а биохимические анализаторы с производительностью в 600 тестов в час ставятся в крупные диагностические центры с большим потоком пациентов", начиная от 200 пациентов в день.
Таким образом, по мнению Заявителя, установление таких избыточных требований к производительности никак необоснованно, с учетом того, что поставляется для городской больницы с населением 75 000 человек. Представляется, что установление вышеуказанных требований обусловлено необходимостью создания преимущественных условий конкретному участнику рынка, а не с целью оказания соответствующей медицинской помощи, потому как потребности, в соответствующей производительности у больницы нет.
- п. 24 "Тип термостатирования": воздушный. В жалобе указано о внесении дополнения к п. 24 в качестве - "или эквивалент", поскольку достижение инкубации З7°С0,1°С возможно не только воздушным типом термостатирования;
- п. 28 "Расход деионизованной/дистиллированной воды": не более 4 л/час. В жалобе указано о расширении диапазона расхода деионизованной/дистиллированной воды с целью улучшения промывки реакционных кювет;
Заявитель считает, что совокупность указанных технических характеристик заявленного оборудования подходит только один анализатор, зарегистрированный на территории РФ - Humastar 600 (Human GmbH, Германия).
Значения вышеуказанных параметров, исключают предложение к поставке анализаторов иных производителей, помимо Human GmbH, Германия, при этом по основным техническим характеристикам аналогичные аппараты полностью соответствуют потребности заказчика в соответствующем товаре.
Таким образом, Заявитель считает, что Заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены ст. 8, п.1 ч. 1 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, ст. 17 Закона о защите конкуренции.
II. В жалобе ООО "ПримаДЕЗ-ДВ" указано, что ознакомившись с аукционной документацией компания ООО "ПримаДЕЗ-ДВ" пришла к выводу, что не может принять участия в данном аукционе, в связи со значительными нарушениями заказчиком законодательства РФ. Документация данного аукциона создает преимущество ограниченному числу участников размещения заказа, так как в Технической части данного аукциона нарушена ст. 17 Закона о защите конкуренции (Антимонопольные требования к торгам); а так же при формировании начальной (максимальной) цены контракта была допущена ошибка, выражающаяся в некорректном обосновании начальной (максимальной) цены контракта и в частности в неправильном выборе контрактов для сопоставления рыночных цен.
В жалобе ООО "ПримаДЕЗ-ДВ" указано, что совокупность функций и совокупность величин биохимического анализатора, указанного в описании объекта закупки в аукционной документации извещение N 0178200001315000240 присуще только одному анализатору Humastar 600 (производитель: Human GmbH, Германия), что является грубым нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ограничивая количество участников аукциона и требованиям ч. 3 ст.17 Закона о защите конкуренции.
Так, по мнению Заявителя:
- По п. 28 технической части документации указаны характеристики "Расход деионизированной / дистиллированной воды - не более 4 л/час". Параметр расхода воды, напрямую зависит от текущей используемой рабочей производительности биохимического анализатора, количества стадий (циклов) промывки и типов используемых кювет. Значение расхода воды в 4 литра в час может быть достигнуто только при минимальной рабочей производительности и малоступенчатой мойкой кювет, однако, техническим заданием предусмотрено значение производительности не менее 600 тестов в час и не хуже чем шестиступенчатая мойка кювет. При этом, восьмиступенчатая мойка кювет, являющейся превосходящей характеристики требований технической части, обеспечивают лучшую мойку кювет, но требует большего количества воды. В большинстве современных анализаторов используются 2-3 промывочных раствора (щелочной, нейтральный и кислотный), позволяющие очищаться анализатору регулярно и автоматически от всех видов загрязнений, и не требующие присутствия обученного персонала. Кроме того, в данных анализаторах многократно промываются вся гидравлическая система, во избежание контаминации и для получения более точных результатов анализа. При этом расход воды у них значительно больше 4 литров в час и достигает 20 литров в час при соответствующей производительности (более 600 т/час).
- По п. 32 технической части документации указаны характеристики "Диапазон дозирования реагента - от не более 5 до не менее 500 мкл, шаг дозирования не более 1 мкл".
Шаг дозирования реагентов не более 1 мкл безусловно необходимая характеристика отражающая точность дозирования, однако определение нижнего порога не более 5 мкл и верхнего не менее 500 мкл., ограничивает участие анализаторов, удовлетворяющим по качеству дозирования. Столь широкий диапазон является избыточным. Кроме того, дозирование реагентов не менее 500 мкл, означает большой расход реагента на тест, что повышает себестоимость анализа. Нижняя граница дозирования реагентов большинства приборов начинается от 20 мкл (отвечает лучшим показателям по CV), однако в описании объекта закупки указано "не более 5 мкл".
- По п. 33 технической части документации указаны характеристики "Диапазон дозирования пробы - от не более 2 до не менее 100 мкл, шаг дозирования не более 0,2 мкл.".
Высокое значение верхней границы дозирования образца не является существенно важной характеристикой, т.к. этот показатель должен быть минимально возможным. Верхняя граница с указанием "не менее 100 мкл", указывает на ограничение конкуренции. Так если меньшее количество объем пробы, менее 100 мкл будет означать возможность участия в аукционе анализатора с более экономичной системой взятия образца и позволит сделать большее количество тестов из одной пробирки.
- По п. 34 технической части документации указаны характеристики "Рефлекс тестирование - Наличие".
Для достоверных результатов измерений достаточно использования функции Rerun в обычном порядке и для этого не требуется специальной программы. Считаем, что характеристика "Рефлекс тестирование" является излишней.
Кроме того, Заявитель - ООО "ПримаДЕЗ-ДВ" считает, что согласно ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В спецификации к контракту с реестровым номером 0848300003012000203 (таблица 2 приложения N 4), цена контракта в размере 6 586 572,00 руб. указана за четыре биохимических анализатора модели MIURA, стоимость одной единицы анализатора 1 586 500,00 руб., производства "АйЭсИ С.р.л." Италия, с производительностью 300 тестов в час.
Контракт реестровый N 0372100052912002143 (таблица 2 приложения N 4), цена контракта указана 6 500 000,00 руб., за один биохимический анализатор модели AU 480, производства США Beckman Coulter, производительность 800 тестов в час.
Контракт реестровый N 2623102512315000233 (таблица 2 приложения N 4), цена контракта указана 5 585 012,00 рублей за один биохимический анализатор модели Сапфир 400, общей производительностью 400 тестов в час.
В описании объекта закупки указан биохимический анализатор производительностью не более 600 тестов в час.
Таким образом, Заявитель - ООО "ПриаДЕЗ-ДВ" считает, что представленные в обосновании цены различные типы анализаторов не могут быть использованы для обоснования начальной максимальной цены контракта, так как данные модели анализаторов не являются ни идентичными, ни однородными, в соответствии со статьей 22 частью 13 и 14 ФЗ-44 от 05.04.2013 г. Так же в связи с не неактуальностью использованных цен при выборе контракта реестровый номер 0848300003012000203 (таблица 2 приложения N 4), расчет начальной максимальной цены контракта не верно был определен.
На основании вышеизложенного, по мнению ООО "ПримаДЕЗ-ДВ", действия Заказчика нарушают наши права и законные интересы как участника размещения заказа и создают значительные препятствия для развития добросовестной конкуренции, что неизбежно приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств Российской Федерации.
Считают, что при подготовке электронного аукциона Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а так же ст. 22 Закона о контрактной системе.
В адрес Еврейского УФАС России от Заказчика представлено возражение на жалобу ООО "Первый элемент" от 26.10.2015 N 01-08/4937, в котором указано следующее.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки.
Заказчик считает, что при формировании требований к техническим характеристикам закупаемого товара Заказчик руководствовался указанными правилами описания объекта закупки, иными нормами установленными Законом о контрактной системе, а также своими потребностями в тех или иных характеристиках закупаемого товара. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих заказчика формировать требования таким образом, чтобы они удовлетворяли всех потенциальных поставщиков аналогичной продукции, а также приводить обоснования тех или иных включаемых в задание требований. По смыслу Закона о контрактной системе, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, а удовлетворение потребностей заказчика и эффективное использование источников финансирования.
Более того, не в компетенции потенциального участника размещения заказа определять, какие характеристики являются значимыми или незначимыми для Заказчика.
Так, ООО "Первый элемент" в своей жалобе указывает, что Заказчиком допущены нарушения законодательства, так как совокупность требований технического задания соответствует параметрам оборудования единственного производителя анализатора "Humastar 600". Об этом, по мнению участника, свидетельствует включение в описание объекта закупки следующих характеристик:
- П. 20 "Количество многоразовых реакционных кювет - не менее 160".Участник считает, что целесообразно установить требование о количестве кювет "не менее 120", а требование к производительности "не менее 180 тестов/час". Участник считает, что установленные требования избыточны с учётом населения г. Биробиджана
По мнению Заказчика, число кювет влияет на скорость и качество работы прибора и выбирается с определённым запасом (отдельные кюветы могут отбраковываться прибором по оптическим свойствам) исходя из необходимости обеспечения требуемой производительности прибора при различных режимах работы с учетом времени реакции, числа одновременно загружаемых проб, времени дозирования проб/реагентов, времени мойки кювет. Чем больше число реакционных кювет, тем меньше ограничения, накладываемые на возможности анализатора при исследовании больших потоков проб, и тем меньше трудоемкость эксплуатации прибора. Что касается производительности прибора, то она выбрана с учётом населения всей Еврейской автономной области с перспективой его увеличения и с учётом возможности выполнения пиковых потоков анализов при чрезвычайных ситуациях, а также возможной централизацией определённых видов исследований.
- П. 24 "Тип термостатирования воздушный". Участник считает, что необходимо внести дополнение "или эквивалент", поскольку инкубация 37 +/-0, град. С возможна не только воздушным типом термостатирования.
Заменой воздушному типу термостатирования может являться жидкостной тип, требующий высокой чистоты носителя, что сильно удорожает эксплуатацию прибора. В целях эффективного использования источников финансирования и экономии денежных средств заказчиком установлено требование о воздушном типе термостатирования.
- П. 28 расход деионизованной/дистилированной воды - более 4 л/час. Участник считает, что диапазон расходы воды должен быть расширен с целью улучшения промывки кювет.
Требование по расходу воды обусловлено потребностью заказчика в минимальном расходе воды и экономии затрат на получение дистилированной воды. В современных приборах надлежащее качество промывки кювет обеспечивается указанным в задании расходом воды и использованием специальных моющих добавок.
Таким образом, Заказчик считает, что при составлении документации были указаны требования к товару, обусловленные потребностями учреждения. Требования, установленные в техническом задании, не ограничивают число участников и напрямую направлены на удовлетворение потребностей учреждения для обеспечения лечебного процесса.
Довод ООО "Первый элемент" о том, что совокупности требований задания соответствует оборудование единственного производителя анализатора "Humastar 600", не подкрепляется никакими конкретными данными (сравнительные таблицы характеристик оборудования и пр.).
Общедоступные сведения об обращающихся на рынке приборах, полученные заказчиком предложения поставщиков и данные реестра госконтрактов свидетельствуют о том, что удовлетворяющие потребностям заказчика приборы свободно обращаются на рынке и поставляются широким кругом поставщиков, следовательно, ограничение количества участников торгов не имеет места.
На основании вышеизложенного, Заказчик просит признать жалобу ООО "Первый элемент" необоснованной, в удовлетворении требований. указанных в жалобе отказать.
В адрес Еврейского УФАС России поступило возражение на жалобу ООО "ПримаДЕЗ-ДВ", в котором указано, что доводы, изложенные в жалобе необоснованны. Расчет был составлен на основании реестра контрактов, так как идентичных товаров в реестре не нашли, поэтому была в расчете предоставлена таблица однородных товаров, что отличается по техническому заданию, но не влияет на цену, о чем свидетельствует рассчитанный коэффициент вариации. Кроме того, установленные технические характеристики товара не ограничивают конкуренцию.
В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика доводы, изложенные в возражении на жалобы ООО "Первый элемент" и ООО "ПримаДЕЗ-ДВ" поддерживают в полном объеме. Считают доводы, изложенные в жалобах необоснованными. Кроме того, пояснили, что на рынке имеются два производителя биохимического анализатора без ионоселективного модуля, у которых характеристики соответствуют характеристикам, указанным Заказчиком в техническом задании документации.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, государственный заказчик - Управление здравоохранения правительства ЕАО при осуществлении закупок обязано соблюдать требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
09 октября 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу: http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001315000240 и Документация об электронном аукционе.
Наименование объекта закупки: оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" Автоматическим биохимическим анализатором без ионоселективного модуля в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 032 963,30 руб.
Дата и время начала подачи заявок: 09.10.2015 18:10
Дата и время окончания подачи заявок: 26.10.2015 18:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 27.10.2015
Дата проведения аукциона в электронной форме: 30.10.2015
Сроки поставки товара: до 01.12.2015
Преимущества: субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе).
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе (согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе): участниками аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Документация об электронном аукционе на оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" Автоматическим биохимическим анализатором без ионоселективного модуля в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (далее - Документация) утверждена 09 октября 2015 года начальником Управления здравоохранения правительства ЕАО А.Э. Синельниковым.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком в п. 4.2 Информационной карты Документации указано описание объекта закупки, информация о количестве поставляемого товара, а именно:
4.2. описание объекта закупки, информация о количестве поставляемого товара | ||||||||||||||
Функциональные, эксплуатационные, технические и качественные характеристики объекта закупки в соответствии с Приложением 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки". |
В приложении N 1 к документации представлена таблица "Описание объекта закупки", в которой указаны характеристики и требуемое значение автоматический биохимический анализатор без ионоселективного модуля:
N п/п |
Характеристика |
Требуемое значение |
1 |
Конструктивное исполнение |
Напольное |
2 |
Производительность |
Не менее 600 фотометрических тестов/час |
3 |
Возможность установки ионоселективного модуля (Na+, K+, Cl-) |
Наличие |
4 |
Предустановленные методики для системных реагентов фирмы - производителя автоанализатора |
Наличие |
5 |
Возможность работы с реагентами сторонних производителей |
Наличие |
6 |
Штрих-кодированные флаконы с реагентами фирмы производителя анализатора с указанием количества тестов |
Наличие |
7 |
Число позиций для реагентов |
Не менее 48 |
8 |
Охлаждаемый отсек для реагентов |
Наличие |
9 |
Возможность хранения реагентов на борту анализатора при автономно работающем рефрижераторе |
Наличие |
10 |
Максимальное количество используемых реагентов на тест |
Не менее 3 |
11 |
Контроль срока годности и объёма реагентов на борту анализатора |
Наличие |
12 |
Два независимых универсальных дозатора для проб и реагентов |
Наличие |
13 |
Минимальный объем реакционной смеси |
Не более 180 мкл |
14 |
Число позиций для образцов проб |
Не менее 95 |
15 |
Возможность установки проб в микростаканчиках |
Наличие |
16 |
Возможность установки проб в первичных пробирках размером до 16х100 мм |
Наличие |
17 |
Встроенный считыватель штрих-кодов для первичных пробирок |
Наличие |
18 |
Количество позиций для срочных проб |
Не менее 19 |
19 |
Дозагрузка проб во время работы анализатора |
Наличие |
20 |
Количество многоразовых реакционных кювет |
Не менее 160 |
21 |
Длина оптического пути реакционных кювет |
Не более 6 мм |
22 |
Источник излучения |
Галогеновая лампа |
23 |
Фотометрический диапазон |
0 - 3,6 ед.абс |
24 |
Тип термостатирования |
Воздушный |
25 |
Температура в реакционном отсеке |
37_0,1°С |
26 |
Две независимых моющих станции для реакционных кювет |
Наличие |
27 |
Количество стадий промывки кювет |
Не менее 6 |
28 |
Расход деионизованной / дистиллированной воды |
Не более 4 л/час |
29 |
Светофильтры |
Не менее 12: 340нм, 380нм, 405нм, 450нм, 490нм, 505нм, 550нм, 590нм, 620нм, 650нм, 700нм, 750нм |
30 |
Зонды для проб и реагентов с подогревом, оборудованные автоматической защитой от повреждения |
Наличие |
31 |
Дозатор проб, оборудованный детектором сгустка |
Наличие |
32 |
Диапазон дозирования реагента |
От не более 5 до не менее 500 мкл, шаг дозирования не более 1 мкл |
33 |
Диапазон дозирования пробы |
От не более 2 до не менее 100 мкл, шаг дозирования не более 0,2 мкл |
34 |
Рефлекс тестирование |
Наличие |
35 |
Устройство для перемешивания |
Автоматическое механическое перемешивание после добавления пробы или стартового реагента |
36 |
Разведение проб |
Предварительное и автоматическое с повторным исследованием проб в диапазоне от не более 1:5 до не менее 1:100 |
37 |
Методы измерений |
Не менее 5: конечная точка, кинетика, 2-точечная кинетика, 2-волновые тесты, дифференциальный режим |
38 |
Методы расчёта |
Не менее 3: по стандарту, по фактору, нелинейная калибровка не менее 10 точек |
39 |
Внешний управляющий компьютер |
Наличие (Доп. оборудование п.п. 1) |
40 |
Внешний принтер |
Наличие (Доп. оборудование п.п. 2) |
41 |
Язык программного меню |
Русский |
42 |
Встроенная программа контроля качества |
Наличие |
43 |
Формирование базы данных по пациентам |
Наличие |
44 |
Гарантийный срок эксплуатации |
Не менее 12 месяцев с даты поставки |
45 |
Регистрационные удостоверения МЗ РФ на прибор и реактивы |
Наличие |
46 |
Свидетельство об утверждении типа средств измерений |
Наличие |
47 |
Сертификат соответствия ГОСТ |
Наличие |
48 |
Лицензия поставщика на техобслуживание медицинской техники |
Наличие |
Заявитель - ООО "Первый элемент" в жалобе указывает, что в п.п. 20, 24, 28 Приложения N 1 к Документации Заказчиком установлены технические характеристики автоматического биохимического анализатора без ионоселективного модуля, которые подходят только для одного анализатора, зарегистрированного на территории Российской Федерации - Humastar 600 (Human Gmb, Германия), что исключает предложение к поставке анализаторов иных производителей. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Заявитель ООО "ПримаДЕЗ-ДВ" в жалобе указывает, что по п.п. 28, 32, 33, 34 Приложения N 1 к Документации Заказчиком установлены технические характеристики автоматического биохимического анализатора без ионоселективного модуля, которые подходят только для одного анализатора, зарегистрированного на территории Российской Федерации - Humastar 600 (Human Gmb, Германия), что исключает предложение к поставке анализаторов иных производителей. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, считает вышеуказанные доводы, изложенные в жалобах Заявителей не обоснованными по следующим основаниям.
Из толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки техническое задание должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наилучшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
При составлении документации Заказчиком были указаны требования к товару, обусловленные потребностям учреждения. При формировании технического задания заказчиком заявлены только те требования, которые являются существенными для осуществления исследований больных с онкологическими заболеваниями.
Кроме того, соответствие испрашиваемого Заказчиком объекта закупки техническим характеристикам продукции только одного производителя, как считают Заявители, не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции, так как товар с предложенными заказчиком параметрами может быть поставлен неопределенным количеством поставщиков.
Заявителями к жалобам не предоставлено доказательств, подтверждающих установление Заказчиком в Документации требований к техническим характеристикам автоматического биохимического анализатора без ионоселективного модуля, ограничивающих количество участников закупки и соответствующих продукции только одного производителя.
Кроме того, Заявители не являются производителями данного оборудования, а выступают как поставщики - продавцы, приобретающие товары для покупателя, и не ограничены в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком.
Следовательно, заказчик правомерно описал объект закупки, не нарушив правила ее описания, установленные в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку при формировании технического задания заказчик включил в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и документация об электронном аукционе, разработанная и утвержденная подобным образом, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в том числе не приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства ЕАО нарушений требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
2. По вопросу заявителя - ООО "ПримаДЕЗ-ДВ" о том, что расчет начальной (максимальной) цены контракта был определен с нарушением требований Закона о контрактной системе, установлено следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
На основании вышеуказанного, Еврейское УФАС России не наделено контрольными полномочиями в отношении обоснования НМЦК.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований Закона о контрактной системе, Комиссией не рассматривается.
Комиссией при проведении внеплановой (камеральной) проверки, в действиях государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим биохимическим анализатором без ионоселективного модуля в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение N 0178200001315000240 от 09.10.2015) нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не выявлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А :
Жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент" и Общества с ограниченной ответственностью "ПримаДЕЗ-ДВ" государственного заказчика - Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим биохимическим анализатором без ионоселективного модуля в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение N 0178200001315000240 от 09.10.2015) признать необоснованными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 3 ноября 2015 г. N К-18/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2015