Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 3 ноября 2015 г. N К-19/05
Резолютивная часть решения объявлена "29" октября 2015 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "03" ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Члены комиссии: |
- <_.>
- <_.> |
- <_.>;
- <_.>; |
|
- <_.>
|
- <_.>, |
при участии представителей Заказчика: Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области <_.> (доверенность б/н от 28.10.2015), <_.> (доверенность б/н от 29.10.2015), <_.> (доверенность б/н от 29.10.2015),
без участия представителей Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент", уведомлены надлежащим образом, заявлено ходатайство от 28.10.2015 б/н о рассмотрении жалобы без участия,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент" <_.> на действия государственного заказчика - Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области <_.> при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим коагулометром в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение от 13.10.2015 N 0178200001315000244), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба от 22.10.2015 N 02/5-845 от Общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент" (далее - Заявитель, ООО "Первый элемент") на действия государственного заказчика - Управления здравоохранения правительства Еврейской автон6омной области (далее - Заказчик, Управление здравоохранения правительства ЕАО) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим коагулометром в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение от 13.10.2015 N 0178200001315000244).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе Заявитель сообщает, что 13 октября 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещен электронный аукцион на оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим коагулометром в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.
Заявитель указывает, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не должна содержать требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных или муниципальных нужд, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Закупки должны основываться на принципах равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации н необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заявитель считает, что Заказчиком при проведении аукциона допущены следующие нарушения вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, а именно совокупность требований технического задания документации о закупке соответствует параметрам оборудования единственного производителя анализатора "DestinyPlus" (Tcoag, Ирландия), что является недопустимым и устраняет возможность подачи заявки, с предложением к поставке аналогичного по функциональному назначению оборудования, иного производства. О нацеленности аукциона под конкретный аппарат, а следовательно, и под конкретного поставщика, свидетельствует включение в описание объекта закупки указанных далее характеристик, которые подлежат корректировке.
Так, в технических требованиях, указанных в Приложении N1 "Описание объекта закупки" на продукцию единственного производителя указывает совокупность нижеуказанных пунктов:
- п. 8 "Возможность выборочного отключения любого из измерительных каналов" - наличие;
-п. 16 "Зонд для проб и реагентов с подогревом" - наличие;
- п. 19 "Минимальный объем реакционной смеси" - не более 5 мкл.;
- п. 24" Производительность прибора при определении ПВ" - не менее 180 тестов/час;
- п. 45 "Русифицированная система звукового оповещения" - наличие.
Значения вышеуказанных параметров, исключают предложение к поставке анализаторов иных производителей, помимо Tcoag, Ирландия, при этом Заявитель обращает внимание, что по основным техническим характеристикам аналогичные аппараты полностью соответствуют потребности Заказчика в соответствующем товаре.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч. ст. 64 Закона о контрактной системе, ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу Заявителя, в которых сообщает следующее.
При формировании требований к закупаемой продукции Заказчик руководствуется своими потребностями, при этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих Заказчика формировать требования таким образом, чтобы они удовлетворяли всех потенциальных поставщиков аналогичной продукции, а также приводить обоснования тех или иных включаемых в задание требований.
Мнение участника о том, что совокупности требований задания соответствует оборудование единственного производителя "DestinyPlus", не подкрепляется никакими конкретными данными (сравнительные таблицы характеристик оборудования и пр.).
Кроме того, Заказчик сообщает, что совокупность установленных технических требований, указанных в Приложении N1 "Описание объекта закупки", относятся не только к единственному производителю, а именно:
- п. 8 "Возможность выборочного отключения любого из измерительных каналов" - возможность выборочного отключения любого из измерительных каналов реализована в большинстве современных автоматических коагулометров. Например, в анализаторах "ACL TOP" (Werfen) имеется 16 оптических измерительных каналов, при некорректном функционировании одного из каналов он может быть заблокирован из сервисного меню анализатора. Аналогичным образом можно произвольно отключать оптические каналы и каналы для агрегационных тестов для автокоагулометра "CS-2100" (Sysmex);
- п. 16 "Зонд для проб и реагентов с подогревом" - подогрев реагентов при аспирации является широко распространенным приемом ускорения работы автоанализаторов как биохимических, так и коагулологических. Известно, что процесс измерения в таких системах проходит обычно при температуре 37С. Для скорейшего установления заданной температуры реагент поступает в измерительную ячейку после предварительного прогрева в зонде-манипуляторе. Такой принцип реализован в автоматических коагулометрах всех ведущих производителей: "Stago", "Werfen", "Sysmex", "BehnkElektronik";
- п. 19 "Минимальный объем реакционной смеси - не более 5 мкл." - участник допустил ошибку, в п. 19 указан "Минимальный объем пробы" - минимальный объем пробы не более 5 мкл. важен в первую очередь для хромогенных и турбидиметрических тестов, а также методик измерения активности факторов внешнего и внутреннего пути свертывания, которые требуется выполнять без процедуры предварительного разведения проб (для исключения ошибок разведения). Практически во всех современных автоматических коагулометрах диапазон дозирования пробы составляет от 5-20 мкл. для хромогенных и турбидиметрических тестов и 20 - 100 мкл. для клоттинговых тестов (напр.: "Sysmex-1500", "STA Compact");
- п.24 "Производительность прибора при определении ПВ не менее 180 тестов/час" - данное требование определено Заказчиком исходя из актуальной нагрузки и перспектив развития конкретного ЛПУ. Широкий перечень автоматических коагулометров имеет указанную или более высокую производительность, например: ACL TOP 500, ACL TOP 700, Sysmex-1500, Sysmex-2100, STA Compact, STA Evolution, Thrombolyzer XRM:
- п. 45 "Русифицированная система звукового оповещения" - система звукового оповещения оператора имеется во всех без исключения автокоагулометрах, и предназначена для своевременного информирования о наступлении критических событий (завершение рабочего цикла, отсутствие реагента, израсходование измерительных кювет и т.д.). Чаще всего звуковой сигнал сопровождается сообщением на дисплее, которое должно быть понятно оператору - написано по-русски или озвучено на русском языке, что и конкретизируется в задании.
Заказчик сообщает, что общедоступные сведения об обращающихся на рынке приборах, полученные Заказчиком предложения поставщиков и данные реестра государственных контрактов свидетельствуют о том, что удовлетворяющие потребностям Заказчика приборы свободно обращаются на рынке и поставляются широким кругом поставщиков, следовательно, ограничение количества участников торгов не имеет места.
На основании изложенного, Заказчик считает жалобу ООО "Первый элемент" необоснованной.
В заседании Комиссии представители Заказчика поддержали возражения на жалобу в полном объеме.
В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
13 октября 2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0178200001315000244 и Документация на оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" аавтоматическим коагулометром в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (далее - Документация).
Наименование объекта закупки: "Оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим коагулометром в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 760 949,22 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком в п. 4.2 Информационной карты Документации указано описание объекта закупки, информация о количестве поставляемого товара, а именно: наименование объекта закупки: "Автоматический коагулометр", количество - 1 шт., функциональные, эксплуатационные, технические и качественные характеристики объекта закупки в соответствии с Приложением 1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки".
В Приложении N 1 к Документации представлена таблица "Описание объекта закупки", в которой указаны характеристики и требуемые значения для автоматического коагулометра:
N п/п |
Характеристика |
Требуемое значение |
1 |
Механическое детектирование образования сгустка |
Наличие |
2 |
Оптическое детектирование образования сгустка |
Наличие |
3 |
Выполнение хромогенных тестов при 405 нм |
Наличие |
4 |
Выполнение иммунотурбидиметрических тестов |
Наличие |
5 |
Выполнение расчетных тестов, в т.ч. МНО |
Наличие |
6 |
Количество оптических каналов |
не менее 4 |
7 |
Количество каналов для определения времени образования сгустка механическим методом |
не менее 4 |
8 |
Возможность выборочного отключения любого из измерительных каналов |
Наличие |
9 |
Отсутствие ограничений в количестве программируемых тестов |
Наличие |
10 |
Максимальное количество реагентов, которые могут использоваться в одном тесте |
не менее 8 |
11 |
Возможность одновременного выполнения тестов механическим, оптическим, хромогенным и иммунотурбидиметрическим методами |
Наличие |
12 |
Минимальный объём реакционной смеси, мкл |
не более 75 |
13 |
Число позиций для реагентов |
не менее 30 |
14 |
Количество позиций реагентов с перемешиванием |
не менее 3 |
15 |
Охлаждение реагентов до 12-16C |
Наличие |
16 |
Зонд для проб и реагентов с подогревом |
Наличие |
17 |
Число позиций для проб |
не менее 50 |
18 |
Количество STAT проб |
не менее 50 |
19 |
Минимальный объем пробы, мкл |
не более 5 |
20 |
Число реакционных кювет на борту |
не менее 440 |
21 |
Визуальный контроль использования реакционных кювет |
Наличие |
22 |
Возможность загрузки реакционных планшет в ходе проведения анализа |
Наличие |
23 |
Термостатирование реакционных кювет |
Наличие |
24 |
Производительность прибора при определении ПВ, тестов/час |
не менее 180 |
25 |
Возможность управления с помощью сенсорного экрана или манипулятора "мышь" |
Наличие |
26 |
Использование различных типов первичных пробирок |
Наличие |
27 |
Возможность подключения к ЛИС |
Наличие |
28 |
Сканер штрих-кодов для пробирок с пробами и флаконов реагентов |
Наличие |
29 |
Автоматический контроль срока годности реагентов |
Наличие |
30 |
Автоматический контроль срока действия калибровки |
Наличие |
31 |
Автоматический контроль объема реагентов "на борту" (визуальное отображение) |
Наличие |
32 |
Возможность использования различных типов флаконов для реагентов |
Наличие |
33 |
Автоматическое обеззараживание пробозаборника в ходе теста |
Наличие |
34 |
Автоматическое удаление использованных реакционных планшет |
Наличие |
35 |
Отсутствие программных ограничений количества результатов тестов в базе данных |
Наличие |
36 |
Графическое изображение кривой реакции для оптических и хромогенных тестов |
Наличие |
37 |
Возможность преобразования результатов в формат MS Excel |
Наличие |
38 |
Максимальное количество точек при построении калибровочной зависимости |
не менее 8 |
39 |
Режим автоматического разведения калибраторов |
Наличие |
40 |
Возможное максимальное разведение калибраторов |
не более 1:1000 |
41 |
Количество типов калибровочных зависимостей |
не менее 6 |
42 |
Режим автоматического разведения проб |
Наличие |
43 |
Возможное максимальное разведение проб |
не более 1:100 |
44 |
Встроенная программа контроля качества |
Наличие |
45 |
Русифицированная система звукового оповещения |
Наличие |
46 |
Многоуровневая система управления доступом |
Наличие |
47 |
Потребляемая мощность |
не более 250 Вт |
48 |
Вес, кг |
не более 70 |
49 |
Гарантийный срок: |
12 месяцев с даты поставки |
50 |
Регистрационные удостоверения МЗ РФ на прибор и реактивы |
Наличие |
51 |
Сертификат соответствия ГОСТ |
Наличие |
52 |
Свидетельство об утверждении типа средств измерений |
Наличие |
Доводы Заявителя, о том, что совокупность требований технического задания документации о закупке соответствует параметрам оборудования единственного производителя анализатора Destiny PLUS (Tcoag, Ирландия), что является недопустимым и устраняет возможность подачи заявки, с предложением к поставке аналогичного по функциональному назначению оборудования, иного производства, Комиссией Еврейского УФАС России не принимаются по следующим основаниям.
Из толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки техническое задание должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наилучшей степени удовлетворяющих его потребности.
Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
При составлении Документации Заказчиком были указаны требования к товару, обусловленные потребностям Заказчика. При формировании технического задания Заказчиком заявлены только те требования, которые являются существенными для осуществления исследований больных с онкологическими заболеваниями.
Кроме того, соответствие испрашиваемого Заказчиком объекта закупки техническим характеристикам продукции только одного производителя, как считает Заявитель, не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции, так как товар с предложенными Заказчиком параметрами может быть поставлен неопределенным количеством поставщиков.
Заявителем к жалобе не предоставлено доказательств, подтверждающих установление Заказчиком в Документации требований к техническим характеристикам поставляемого оборудования, ограничивающих количество участников закупки и соответствующих продукции только одного производителя.
Кроме того, Заявитель не является производителем данного оборудования, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком.
Следовательно, Заказчик правомерно описал объект закупки, не нарушив правила его описания, установленные в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку при формировании технического задания Заказчик включил в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и документация об электронном аукционе, разработанная и утвержденная подобным образом, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в том числе, не приводит к ограничению количества участников закупки.
Включение в аукционную документацию Заказчиком определенных параметров товара не создало одним участникам закупки преимущество перед другими и не привело к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссией Еврейского УФАС России, в ходе рассмотрения жалобы ООО "Первый элемент", изучения материалов дела, проведения внеплановой проверки нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А :
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Первый элемент" на действия государственного заказчика - Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является оснащение ОГБУЗ "Онкологический диспансер" автоматическим коагулометром в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями (извещение от 13.10.2015 N 0178200001315000244), признать необоснованной.
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд ЕАО. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 3 ноября 2015 г. N К-19/05
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2015