Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 ноября 2015 г. N 04-01|283-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>
При участии:
<_> - директор МКУ "Управление капитального строительства";
<_> - представитель (начальник отдела подготовки производства) МКУ "Управление капитального строительства";
<_> - представитель (заместитель директора) МКУ "Управление капитального строительства",
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (г. Оренбург) на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" (г.Салехард) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по первому пусковому комплексу объекта "Реконструкция канализационных очистных сооружений в г. Салехарде (1-ый и 2-ой пусковой комплекс)" (закупка N 0190300002115000392),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения документации о закупке N 0190300002115000392 выполнение строительно-монтажных работ по первому пусковому комплексу объекта "Реконструкция канализационных очистных сооружений в г. Салехарде (1-ый и 2-ой пусковой комплекс)".
Заказчик - МКУ "Управление капитального строительства". НМЦ контракта 278 742 292.00 рублей.
По мнению Заявителя:
1. В пункте 12.10 проекта контракта Заказчик установил не предусмотренное Федеральным законом о контрактной системе требование о предоставлении нового обеспечения контракта на случай, если банковская гарантия перестанет действовать;
2. В нарушение части 6 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует конкретное значение объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
3. Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, что не дает возможности спланировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта, поскольку в п.3 статьи 96 Закона о контрактной системе указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
4. Указание на ТУ в документации об аукционе является нарушением положений Закона о контрактной системе.
Из жалобы установлено.
1) Пункт 12.10 Проекта контракта гласит:
"В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, Подрядчик обязан в течение 10 (десяти) дней представить Заказчику документ, продлевающий срок обеспечения исполнения настоящего контракта, либо новый документ в обеспечение исполнения контракта".
Возможность установить требование предоставить новое обеспечение исполнения контракта на случай, если банковская гарантия перестанет действовать, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Для обеспечения интересов заказчика достаточно установить требование о предоставлении банковской гарантии, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Из-за того что заказчик включает в документацию данное условие, участник принимает риск утраты действительности банковской гарантии и возлагает на себя обязанность повторно предоставить обеспечение исполнения контракта. Это противоречит положениям Закона N 44-ФЗ.
2) Статья 30 Закона о контрактной системе устанавливает следующее:
"5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
В Проекте контракта указано следующее:
"6.5. Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, имеющих свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом контракта. При этом стоимость поручаемых работ должна составлять не менее 7% стоимости работ по контракту, но не должна превышать 20 миллионов рублей"
Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО является нарушением ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
3) Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность внесения в контракт изменений в части срока действия контракта и срока исполнения обязательств по контракту при его заключении, даже если к моменту заключения контракта указанные сроки уже истекли.
В этой связи, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации о закупке сроки выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. Однако пункт 15.1 Проекта контракта гласит:
"Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту".
Таким образом, по мнению Заявителя, заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта.
Подобная формулировка в части сроков, не дает возможности спланировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта, поскольку в п.3 статьи 96 указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
4) Пункт 10.3 Проекта контракта содержит требование о соответствии применяемых материалов техническим условиям (ТУ):
"Качество поставляемого товара, материалов и оборудования должно соответствовать нормам ГОСТ, ТУ и иной нормативно-технической документации на данный вид товаров и подтверждаться соответствующим сертификатом, выданным производителем. Применяемые материалы и оборудование должны отвечать требованиям, предъявляемым в данной климатической зоне".
Указание на ТУ в документации об аукционе является нарушением 44-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из возражений, представленных Заказчиком и Уполномоченным органом, установлено.
1) по пункту 12.10 Проекта контракта
Статьями 50 и 96 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено требование об установлении Заказчиком обеспечения исполнения контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. В случае предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии срок её действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. В соответствии с вышеуказанными положениями Заказчик установил требование об обеспечении исполнения контракта, сохранив за Подрядчиком право выбора способа обеспечения (п.12.1 проекта контракта).
Возможность установить требование предоставить новое обеспечение исполнения контракта на случай, если банковская гарантия перестанет действовать, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Заказчик предусмотрел замену обеспечения исполнения обязательств по контракту в случае если оно по каким либо причинам перестало действовать (в т.ч. по причине отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию) исходя из защиты своих интересов по контракту и во исполнение ст.96 Федерального закона N44-ФЗ.
Соглашаясь с указанной позицией заказчика и уполномоченного органа, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.
2. Относительно положений статьи 30 Закона о контрактной системе.
Заказчик установил в п. 6.5 проекта контракта - стоимость поручаемых работ соисполнителям из числа СМП работ "должна составлять не менее 7% стоимости работ по контракту, но не должна превышать 20 миллионов рублей" в соблюдение требования части 5 ст. 30 и ч.1 п.1 ст.30 ФЗ N44, поскольку цена контракта определяется по результатам торгов.
Данный довод жалобы признается необоснованным.
3. Согласно ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно п. 15.1. проекта контракта - контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
Срок выполнение работ - 30.03.2018 определен пунктом 3.1 проекта контракта и п. 1.3 документации об аукционе. Приёмка работ Заказчиком - 10 календарных дней (п. 7.12, проекта контракта).
Оплата - в течение 30 календарных дней (п. 4.3 проекта контракта).
В соответствии со статьями 195, 196, 425 Гражданского кодекса РФ срок исполнения обязательств по контракту в этом случае исчисляется суммированием календарных сроков, отведённых Сторонами на исполнение обязательств (выполнение работ, принятие выполненных работ, оплата выполненных работ).
Таким образом, аукционная документация содержит конкретные сроки выполнения работ и обязательств Сторон по контракту и позволяет Подрядчику определиться со сроками банковской гарантии.
Соглашаясь с указанной позицией заказчика и уполномоченного органа, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.
4. Пункт 10.3 Проекта контракта содержит требование о соответствии применяемых материалов техническим условиям (ТУ).
Из возражений, представленных заказчиком МКУ "Управление капитального строительства", анализа аукционной документации N 0190300002115000392, Комиссией установлено.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки...".
Согласно п. 3.1. ГОСТа 2.114-95 на Технические условия (далее по тексту - ГОСТ), ТУ является техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
В соответствии с п.3.4 ГОСТа любой завод вправе установить свои ТУ, если они не противоречат обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию.
В связи с вышеуказанным, описание требований к поставляемым товарам, применяемым материалам и оборудованию не содержат ссылку на конкретного производителя, и указание на ТУ не противоречит закону о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что документация о закупке N 0190300002115000392 на выполнение строительно-монтажных работ по первому пусковому комплексу объекта "Реконструкция канализационных очистных сооружений в г. Салехарде (1-ый и 2-ой пусковой комплекс)" не соответствует положениям Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (г. Оренбург) на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" (г.Салехард) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по первому пусковому комплексу объекта "Реконструкция канализационных очистных сооружений в г. Салехарде (1-ый и 2-ой пусковой комплекс)" (закупка N 0190300002115000392) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 ноября 2015 г. N 04-01|283-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2015