Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 октября 2015 г. N 04-01|258-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Уполномоченного органа,
<_> - представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО;
рассмотрев жалобу Потребительского общества "Развитие" в лице Председателя Совета Фатыхова Д.Р. (г.Ижевск) на действия Уполномоченного органа в лице комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения на вторичном рынке в г. Салехард в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации мероприятия по приобретению жилья для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в составе подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. N 1099-П (закупка N 0190200000315008604),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба Потребительского общества "Развитие" в лице Председателя Совета Фатыхова Д.Р. на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения на вторичном рынке в г. Салехард в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации мероприятия по приобретению жилья для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в составе подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. N 1099-П.
По мнению Заявителя, Комиссия необоснованно отказала ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Заявителем подана заявка на участие в указанном электронном аукционе.
По результатам рассмотрения первой и второй частей заявки Потребительского общества "Развитие" с порядковым номером 1 аукцион признан несостоявшимся, заявка не допущена к участию в электронном аукционе N 0190200000315008604.
Участник закупки считает отказ в допуске его заявки к участию в электронном аукционе, оформленный единой комиссией в форме протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0190200000315008604-1-3п от 08.10.2015 г., необоснованным и незаконным, по следующим основаниям.
Основанием отклонения заявки участника закупки указано следующее: "Участник и поданная им заявка не соответствуют требованиям Федерального закона и документации об аукционе в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий право собственности участника закупки на жилое помещение (копия свидетельства о регистрации права собственности), справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам; нотариально удостоверенное согласие супруга(-ги) на совершение сделки; разрешение органов опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в случае если собственниками жилого помещения (полностью или части) являются несовершеннолетние дети, кадастровый паспорт на жилое помещение, технический паспорт (технический план) на жилое помещение, справка об отсутствие зарегистрированных гражданах в отчуждаемом жилом помещении, в нарушение ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, а также пункта 5.2 "Инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе"".
Между тем, требования к участнику аукциона установлены статьей 31 Закона N 44-ФЗ, требования к заявке установлены статьей 66 Закона N 44-ФЗ. Этими статьями предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона; требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных Законом N 44-ФЗ документов и информации, не допускается (ч.6 ст.66 Закона N 44-ФЗ).
Указанные перечни требований являются исчерпывающими.
Кроме того, не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром (ст.66 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 3.3.3.2 Информационной карты установлено, что документами, подтверждающими соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются документ, подтверждающий право собственности участника закупки на жилое помещение (копия свидетельства о регистрации права собственности), справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам; нотариально удостоверенное согласие супруга(-ги) на совершение сделки; разрешение органов опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в случае если, собственниками жилого помещения (полностью или части) являются несовершеннолетние дети.
При этом перечисленные в п.3.3.3.2 документы не имеют отношения к свойствам участника закупки и их предоставление не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Пунктами 3.3.3.3, 3.3.3.7 Информационной карты установлено, что документами, подтверждающими соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются кадастровый паспорт на жилое помещение, технический паспорт (технический план) на жилое помещение, справка об отсутствие зарегистрированных гражданах в отчуждаемом жилом помещении.
При этом перечисленные в п.п.3.3.3.3 и 3.3.3.7 предоставление этих документов не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, по мнению участника закупки, заказчик установил в аукционной документации требования к участникам размещения заказа, которые не предусмотрены статьями 31 и 66 Закона N 44-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Нормы, регулирующие правоотношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, содержатся в параграфе 4 главы 30 Гражданского кодекса.
Отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского кодекса.
В силу статьи 526 ГК РФ и статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат Собственнику.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130 ГК РФ).
Поставка товаров для государственных нужд и продажа недвижимого имущества представляют собой отдельные виды договора купли-продажи (статья 454 Гражданского кодекса).
Таким образом, правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, различно.
Статьей 60 Закона о контрактной системе изложены особенности документооборота при проведении электронного аукциона.
Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
В случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.
Согласно статье 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе победителем такого аукциона признается участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем.
Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа осуществлялась закупка на приобретение жилого помещения на вторичном рынке в г. Салехард в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации мероприятия по приобретению жилья для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в составе подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. N 1099-П.
В соответствии с положениями п.3 ч. 1 ст. 71 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.
Протоколом N 0190200000315008604-1-3п от 08 октября 2015 года Комиссия рассмотрела единственную заявку на участие в настоящем электронном аукционе. По результатам данного рассмотрения заявка Потребительского Общества "Развитие" была признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"Участник не представил документ, подтверждающий право собственности участника закупки на жилое помещение (копия свидетельства о регистрации права собственности), справку об отсутствии задолженности по коммунальным платежам; нотариально удостоверенное согласие супруга(-ги) на совершение сделки; разрешение органов опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в случае если, собственниками жилого помещения (полностью или части) являются несовершеннолетние дети, кадастровый паспорт на жилое помещение, технический паспорт (технический план) на жилое помещение, справку об отсутствие зарегистрированных гражданах в отчуждаемом жилом помещении, в нарушение ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, а также пункта 5.2 "Инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе".
В соответствии с п. 3.3.3.2 Информационной карты "Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации" от участников закупки требовалось предоставить в составе второй части заявки следующие документы "Документ, подтверждающий право собственности участника закупки на жилое помещение (копия свидетельства о регистрации права собственности), справку об отсутствии задолженности по коммунальным платежам; нотариально удостоверенное согласие супруга(-ги) на совершение сделки; разрешение органов опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в случае если, собственниками жилого помещения (полностью или части) являются несовершеннолетние дети".
Участник закупки Потребительское Общество "Развитие" представил требуемые документы на имя гр. <_> (не являющегося участником закупки). В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ требования о предоставлении документов устанавливаются, именно к участникам закупки. Участие в электронных аукционах агентов участников закупки Федеральным законодательством не предусмотрено. Участник закупки Потребительское Общество "Развитие" не является собственником жилого помещения.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что Единая комиссия при рассмотрении заявок действовала в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и положениями аукционной документации.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Потребительского общества "Развитие" в лице Председателя Совета Фатыхова Д.Р. (г. Ижевск) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения на вторичном рынке в г. Салехард в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации мероприятия по приобретению жилья для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в составе подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. N 1099-П (закупка N 0190200000315008604) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 октября 2015 г. N 04-01|258-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2015