Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 октября 2015 г. N 04-01|269-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Заявителя,
рассмотрев жалобу ООО "ФРАХТ" (г. Новый Уренгой, ЯНАО) на действия Заказчика - Департамента муниципального хозяйства Администрации МО Надымский район при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автодорог в г.Надым (закупка N 0190300001215000636),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО "ФРАХТ" на действия Заказчика - Департамента муниципального хозяйства Администрации МО Надымский район при заключении контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автодорог в г.Надым по итогам электронного аукциона N 0190300001215000636.
Заказчик - Департамент муниципального хозяйства Администрации МО Надымский район.
НМЦ контракта 20 099 235.35 рублей.
По мнению Заявителя:
- Заказчик направил Заявителю, который является победителем электронного аукциона, контракт для подписания, отличающийся от проекта контракта, размещенного на официальном сайте www.zakupki.ru;
- в направленном контракте Заказчик не указал размер обеспечения контракта;
- в направленном контракте отсутствует формула расчеты неустойки за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств (постановление Правительства РФ N 1063 от 25.11.2013);
- в направленном контракте отсутствуют сведения о случаях предоставления Подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней).
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.
В проект контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автодорог в г.Надым 22.09.2015 г. были внесены изменения. ООО "ФРАХТ" направлен проект контракта, с учетом внесенных изменений.
В данной части доводы жалобы не обоснованы.
В направленном контракте Заказчик не указал размер обеспечения контракта.
В соответствии с внесенными изменениями в документацию о проведении электронного аукциона (изменение извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0190300001215000636 от 22.09.2015) данный раздел из проекта муниципального контракта был исключен.
Согласно части 2.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, наряду с предусмотренными частью 2 настоящей статьи случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 199, в соответствии с частью 2.1 статьи 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определены случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта.
Документация по закупке N 0190300001215000636 сформирована с учетом абзаца 6 Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 199.
При внесении изменений в извещение в пункте 4.10 "Условия контракта" Заказчик установил условия, что обеспечение исполнения контракта не требуется.
В проекте муниципального контракта содержатся условия позволяющие Заказчику не устанавливать обеспечение муниципального контракта по данной закупке, а именно пункты 3.3; 3.6.
В данной части доводы жалобы ООО "ФРАХТ" признаются необоснованными.
Относительно отсутствия в проекте контракта формулы расчета неустойки за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств (постановление Правительства РФ N1063 от 25.11.2013) Заказчик сообщает следующее.
Законом о контрактной системе не установлена обязанность при заключении контракта, указывать в контракте формулу расчета неустойки. При этом согласно части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В письме от 11 декабря 2014 г. N 02- 02-04/63862 Министерства финансов Российской Федерации указанно, что в контракте необходимо указывать норму в соответствии, с которой будет производиться расчет неустойки.
В проекте муниципального контракта в документации о проведении электронного аукциона об осуществлении закупки был определен порядок начисления неустойки за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств и норма в соответствии, с которой будет производиться расчет неустойки, а именно:
"п.6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, начисляется штраф в размере 5 % от цены контракта и составляет ( ) руб. коп."
"п. 6.2. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом* начисляется пеня в размере не менее 1/300 (одной трехсотой) действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, и определяется согласно Постановления Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013".
Между тем Заказчиком не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 21 октября 2014 г. N АЦ/42516/14, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
В данной части доводы жалобы обоснованы.
Относительно отсутствия в проекте контракта сведений о случаях предоставления Подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней) Заказчик указывает следующее.
Постановление РФ от 05.03.2015 N196 и 44-ФЗ от 05.04.2013 г. не устанавливают обязанность Заказчика включать условия об отсрочке по уплате неустоек (штрафов, пеней) в документацию о закупке и (или) проект муниципального контракта. Постановление N 196 и 44-ФЗ от 05.04.2013 распространяет свое действие на контракты, в том числе заключенные и до его принятия, при условии, что по таким контрактам исполнение Поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств завершено в полном объеме в 2015 году, за исключением гарантийных обязательств.
Между тем, согласно части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 2.1 проекта контракта по рассматриваемой закупке - "Окончание выполнения работ - 21 ноября 2015 года". Следовательно, положения постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196 на данную закупку распространяются.
Доводы жалобы в данной части признаются обоснованными.
Нарушение Заказчиком Департамент муниципального хозяйства Администрации МО Надымский район частей 5, 6.1, 7, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении аукционной документации на право заключения контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автодорог в г.Надым (закупка N 0190300001215000636) образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Между тем, Комиссия считает нецелесообразным выдавать Заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документация, в связи с тем, что невключение в проект контракта вышеописанных условий контракта не повлекло за собой ущемление прав и законных интересов участников закупки и не ограничило число потенциальных участников закупки N 0190300001215000636.
Комиссия считает возможным ограничиться выдачей предписания о внесении изменений в проект контракта, направленный ООО "ФРАХТ".
Руководствуясь ч. 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФРАХТ" (г. Новый Уренгой, ЯНАО) на действия Заказчика - Департамента муниципального хозяйства Администрации МО Надымский район при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автодорог в г.Надым (закупка N 0190300001215000636) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Департамент муниципального хозяйства Администрации МО Надымский район нарушившим части 5, 6.1, 7, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении аукционной документации N 0190300001215000636.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении начальника Департамента муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район <_>, утвердившего аукционную документацию на право заключения контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автодорог в г.Надым (закупка N 0190300001215000636) с нарушением частей 5, 6.1, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 октября 2015 г. N 04-01|269-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2015