Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 ноября 2015 г. N 04-01|271-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Спецкомплект" (г.Сосновый Бор, Ленинградская обл.) на действия Заказчика - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на разработку проекта межевания территории (закупка N 0190300001315000667),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ООО "Спецкомплект" на положения аукционной документации N 0190300001315000667 "Разработка проекта межевания территории".
Заказчик - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района. НМЦ контракта 5 095 767.57 рублей.
По мнению Заявителя, пункт 7.10.5 проекта контракта нарушает части 4, 5, 7, 8 статьи 44 Закона о контрактной системе, а также положения Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Так, в пункте 6.3 Проекта контракта прописана ответственность Подрядчика за просрочку исполнения обязательства и за ненадлежащее исполнения обязательства. Однако в дополнение к этим требованиям заказчик устанавливает требования, содержащиеся в п. 7.10.5, согласно которому:
"В случае полного неисполнения Подрядчиком обязательств по Контракту, Заказчик не возвращает и перечисляет в доход бюджета муниципального образования Пуровского района денежные средства в сумме, указанной в п. 7.1., перечисленные Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта в течение 10 (десяти) банковских дней с момента расторжения Контракта."
Данные пункты проекта контракта нарушает ч. 4,5,7,8 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также положения Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. По смыслу законодательства о контрактной системе часть обеспечения исполнения контракта, оставшаяся после удовлетворения требований заказчика, подлежит возврату контрагенту в срок, предусмотренный контрактом. Взыскание всей суммы обеспечения контракта недопустимо и будет являться, по мнению Заявителя, неосновательным обогащением (по правилам ст. 1102 ГК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), а не удерживает пени в безакцептном порядке.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 ФЗ-44 в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 и утвержденные данным постановлением Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, предусматривают, что:
"1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
2. Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.
3. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).
4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей."
Заявитель считает, что на основании вышеуказанных норм, Заказчик имеет право взыскать в качестве штрафа за невыполнение работ только денежные средства в сумме 5 процентов от цены контракта. Удержание Заказчиком всей суммы обеспечения Заявитель считает неправомерным. Размер обеспечения при этом составляет 1 528 730 рублей 27 коп. Если учесть, что цена контракта, предложенная победителем аукциона, может быть меньше обозначенной суммы, то становится очевидным отсутствие какого-либо равноправия между сторонами контракта.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе в число целей этого закона входит обеспечение прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.
Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.
В соответствии с п. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района в разделе 6 проекта муниципального контракта отражены условия об ответственности сторон по контракту в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.
Согласно п. 13 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается, в том числе, обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Заказчик, в разделе 3 проекта муниципального контракта, установил порядок взыскания неустойки (штрафов, пени) с суммы денежных средств, подлежащих оплате подрядчику за выполненные работы, в случае ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Форма требования об уплате неустоек Федеральным законом N 44-ФЗ не определена и заказчик п. 5.6. проекта муниципального контракта установил, что требования об уплате неустойки (штрафа, пени) составляется им в форме акта выполненных работ, в котором указываются сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями Контракта, размер неустойки (штрафа, пени) подлежащей взысканию, а также основания и порядок расчета неустойки (штрафа, пени), и итоговая сумма, подлежащая оплате Подрядчику.
Таким образом, в безакцептном порядке удержания неустоек (штрафов, пени) заказчиком, в случае ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по контракту, не производятся.
Пункт 7.10.5 проекта муниципального контракта относится к обеспечению исполнению контракта и регулируется ст. 96 Федерального закона N 44-ФЗ.
По общему правилу обеспечение исполнения обязательств - это использование установленных законом или контрактом обеспечительных мер имущественного характера, стимулирующих контрагента к добросовестному исполнению обязательства и (или) иным образом гарантирующих защиту имущественного интереса заказчика, в случае неисполнения обязательства со стороны контрагента.
Для соблюдения требований Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан включить в проект контракта следующие условия:
- о способах обеспечения исполнения контракта, что отражено в п. 7.2 проекта муниципального контракта;
- сумму обеспечения исполнения контракта, что отражено в п. 7.1 проекта муниципального контракта;
- сроке возврата обеспечения исполнения контракта, что отражено в п. 7.10.4 проекта муниципального контракта.
При этом нормами Федерального закона N 44-ФЗ не установлен порядок возврата или удержания обеспечения исполнения контракта в случаях неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принятых на себя обязательств и заказчик установил данный порядок в проекте муниципального контракта, а именно в п. 7.10.5 проекта муниципального контракта.
Таким образом, Заказчик считает, что п. 7.10.5 проекта муниципального контракта не только не нарушает ч. 4, 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, но и в целом нормы Федерального закона N 44-ФЗ.
Между тем, Заказчиком не учтено следующее.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 3.1 проекта контракта по рассматриваемой закупке - "Срок выполнения работ - с момента заключения контракта до 17.12.2015". Следовательно, на данную закупку распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196.
Аукционной документацией N 0190300001315000667 "Разработка проекта межевания территории" случаи, в которых заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 196, не определены, что является нарушением части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Изучив документацию об Аукционе N 0190300001315000667, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлен срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств надлежащим образом, что нарушает часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, Комиссия считает нецелесообразным выдавать Заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию, в связи с тем, что невключение в проект контракта вышеописанных условий контракта не повлекло за собой ущемление прав и законных интересов участников закупки и не ограничило число потенциальных участников закупки N 0190300001315000667. При подготовке настоящего решения установлено, что согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.11.2015 N0190300001315000667-1 на участие в закупке подано 9 заявок, все участники допущены к участию в аукционе. Комиссия считает возможным ограничиться выдачей предписания о внесении изменений в проект контракта "Разработка проекта межевания территории".
Руководствуясь ч. 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецкомплект" на положения аукционной документации N 0190300001315000667 "Разработка проекта межевания территории" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района нарушившим части 6.1, 27 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении аукционной документации N 0190300001315000667.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении начальника Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района <_>, утвердившего аукционную документацию N 0190300001315000667 "Разработка проекта межевания территории" с нарушением положений частей 6.1, 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 ноября 2015 г. N 04-01|271-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2015