Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 26 октября 2015 г. N 249
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии по контролю закупок Забайкальского УФАС России Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста этого же отдела, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела рассмотрев поступившую жалобу НУЗ "Дорожная клиническая больница" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи", уполномоченным учреждением - ГКУ "ЦМТО" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников (N 0891200000315006095).
в присутствии представителей уполномоченного органа: директора учреждения Ванюрского Д.О., Здорова А.В. (доверенность от 28.07.2015 N16), Короткова А.В. (доверенность от 07.07.2015 N12), Матвеева А.В. (доверенность от 07.09.2015 N 11), Иващенко Д.В. (доверенность от 12.02.2015 N3), представителя заявителя Подкорытовой Е.О.(доверенность от 26.10.2015 N 56), представителей заказчика: Савиной О.А. (доверенность от 26.10.2015 N 2), главного врача Знаменского А.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
19 октября 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Чита-2 ОАО "РЖД" в связи с необоснованным отклонением второй части заявки. Заявитель полагает, что представленная лицензия дает ему право на осуществление заявленных заказчиком работ.
В качестве доказательств заявитель ссылается на Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302 н "Об утверждении перечня_".
Заявитель также считает, что требования к участникам аукциона, установленные в аукционной документации, о предоставлении лицензии на осуществление работ по лабораторному делу противоречит действующему законодательству и просит рассмотреть жалобу по существу.
Представители уполномоченного учреждения с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
Из содержания жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно требование к участнику закупки не соответствующее требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из требований части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем пропущен срок обжалования положений аукционной документации, так как датой окончания подачи заявок является 07.10.2015 г., а жалоба на положения аукционной документации подана 19.10.2015 г.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2014 года
N 684 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2013 года N 544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N
684) ГКУ "ЦМТО" с 1 января 2015 года наделено полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков - Министерства здравоохранения Забайкальского края и краевых государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство здравоохранения Забайкальского края за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта.
Порядок взаимодействия, утвержденный указанным постановлением, регламентирует действия уполномоченного учреждения и заказчика, а также разграничивает ответственность между ними при их совершении в соответствии и пределах полномочий, отнесенных к их компетенции.
К действиям заказчика относится определение потребности в целях осуществления профессиональной им деятельности, затем создание и передача заявки в уполномоченное учреждение для определения поставщиков, которая должна содержать сведения и требования, установленные Законом о контрактной системе, в том числе требования к участникам закупки, установленные в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 названного Закона (пп. 28 п. 12 порядка взаимодействия).
22 сентября 2015 года в ГКУ "ЦМТО" поступила заявка N 9771 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра для нужд ГБУ. "Станция скорой медицинской помощи".
В период работы с поступившей заявкой, специалист уполномоченного учреждения было установлено, что в заявке заказчиком не установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Заказчику в телефонном разговоре было указано, на данное нарушение, после чего заказчиком было предложено установить требование к наличию у участника лицензии на осуществление медицинской деятельности включающей работы (услуги: по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) и лабораторному делу в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12, Федерального закона от 04.05.2011 года
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением
Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности".
Требования к лабораторному делу обусловлены тем, что в состав услуг выполняемых при оказании медицинских осмотров включены лабораторные исследования.
25.09.2015 года заказчик в лице и.о. главного врача ГКУЗ "ССМП" утвердил аукционную документацию и 29.09.2015 г. закупка была размещена на ООС.
В соответствии с пунктом 22 Порядка взаимодействия заказчик несет ответственность по вопросам установления требований к участникам закупки.
Аукционная комиссия рассматривает содержание заявок на соответствие требованиям аукционной документации.
Так как аукционная документация содержала требование о предоставлении лицензии на осуществление лабораторного дела, аукционная комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, приняла решения об отклонении заявки заявителя.
Представитель заказчика пояснил, что заявка на проведение указанного аукциона не содержала каких либо требований к участникам аукциона. Замечаний в письменной форме со стороны уполномоченного органа не поступало.
О согласовании с уполномоченным учреждением в устной форме каких либо требований к участникам закупки пояснить затрудняется.
Требования к участникам аукциона на проведения периодических осмотров медицинскими организациями регулируются Порядком проведения обязательных предварительных осмотров, утвержденных приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
29 сентября 2015 года для нужд ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" уполномоченным учреждением размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников. Одновременно размещена аукционная документация. Начальная цена контракта 1496027,90 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 12.10.2015 заявка НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Чита-2 ОАО "РЖД" отклонена по пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям установленным в документации об аукционе п.п.1 пункта 16, так как в лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует вид услуги "лабораторное дело", что не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку участник закупки должен обладать действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности включающей услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим и лабораторному делу.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. В силу требований части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, поскольку жалоба заявителя поступила 19.10.2015, после срока окончания подачи заявок 07.10.2015, Комиссия Забайкальского УФАС России не правомочна рассматривать требования заявителя в части нарушения заказчиком положений документации об электронном аукционе: правомерность установления требований к участникам закупки.
2. Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Требования к участникам аукциона установлены в пункте 16 аукционной документации: "В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" участник закупки должен обладать действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности включающей работы (услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) и лабораторному делу.
Таким образом, поскольку представленная ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи" лицензия на осуществление медицинской деятельности от 17 июня 2015 N ЛО 75-01-000992 не содержит вида работ на осуществление работ по лабораторному делу, что не соответствует требованиям аукционной документации, Комиссии не усматривает в действиях аукционной комиссии нарушения требований Закона о контрактной системе.
В тоже время, в ходе проведения проверки, Комиссия пришла к выводу, что установленные требования к участникам закупки (в части наличия в лицензии вида работ на осуществление лабораторного дела) не соответствуют действующему законодательству по следующим основаниям.
1. В силу требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Данные требования установлены в пункте 16 аукционной документации: "В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" участник закупки должен обладать действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности включающей работы (услуги по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) и лабораторному делу.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291 деятельность по проведению медицинских осмотров подлежит обязательному лицензированию.
Требования к организации и выполнению работ (услуг) при проведении медицинских осмотров утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. N 121н. и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.
Исходя из установленных в пункте 7 требований, при проведении медицинских осмотров выполняются только работы по медицинским осмотрам. Проведение, каких либо других работ, в том числе и по лабораторному делу не предусмотрено.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г N 302н.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников установлены в приложении N3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г N 302н.
Следовательно, исходя из требований действующего законодательства, при проведении работ по периодическому медицинскому осмотру работников, наличие в лицензии на осуществление медицинской деятельности вида услуг "лабораторное дело" не требуется.
Таким образом, аукционная документация содержит требования к участникам аукциона не предусмотренные законодательством Российской Федерации, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и является нарушением части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения.
3. Доводы представителей уполномоченного учреждения, что в соответствии с Порядком взаимодействия ответственность за установление требований к участникам закупки возложена только на заказчика, Комиссия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Порядок взаимодействия государственного учреждения "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" с Министерством здравоохранения Забайкальского края и краевыми государственными учреждениями, координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство здравоохранения Забайкальского края" утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2014 г. N 684 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 11,12 Порядка подготовка и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов для заказчиков осуществляется уполномоченным учреждением на основании заявок на определение поставщиков.
Заявки заказчиков, направленные в уполномоченное учреждение для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны содержать обязательные требования к участникам закупки, установленные законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, с указанием правового основания установления таких требований и указанием документов (или копии таких документов), подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям.
В силу требований пункта 14 Порядка уполномоченное учреждение в соответствии с полномочиями, отнесенными к его компетенции, проводит работу с поступившей от заказчика заявкой на закупку товаров, работ, услуг в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченное учреждение.
В период работы с поступившей заявкой заказчика при выявлении нарушений действующего законодательства, отсутствия необходимой информации, внутренних противоречий между положениями заявки, несоответствия информации, закрепленной в положениях заявки и проекте контракта, уполномоченное учреждение в АИС отклоняет заявку, указывает выявленные нарушения и (или) несоответствия и рекомендует заказчику устранить их в срок до трех рабочих дней со дня отклонения.
Согласно представленной информации, заявка на размещение указанного аукциона поступила в ГКУ "ЦМТО" 22 сентября 2015 года, которая не содержала требований к участникам закупки.
Документов, подтверждающих факт указания заказчику выявленных нарушений, факт устранения заказчиком выявленных нарушений, уполномоченным учреждением не представлены.
В силу требований пункта 14 Порядка заявка не была отклонена уполномоченным учреждением.
Как пояснил представитель уполномоченного учреждения, изменения в аукционную документацию, в части требований к участникам аукциона, внесены специалистом уполномоченного учреждения, при работе с поступившей заявкой, входе телефонного разговора с заказчиком.
Согласно пункту 17 Порядка утверждение конкурсной, аукционной документации осуществляется совместно уполномоченным учреждением и заказчиком.
Уполномоченное учреждение утверждает конкурсную, аукционную документацию в пределах переданных ему полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть за исключением обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта.
Заказчик утверждает конкурсную, аукционную документацию в пределах своих полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не переданных уполномоченному учреждению, то есть в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта.
Утверждение конкурсной, аукционной документации осуществляется в форме электронного документа путем подписания его соответствующей ЭЦП уполномоченного учреждения и заказчика в АИС в срок не позднее дня, предшествующего дате размещения закупки в ЕИС.
25 сентября 2015 года документация об аукционе утверждена заказчиком в лице и.о. главного врача ГКУЗ "ССМП".
29 сентября 2015 года документация о закупке утверждена уполномоченным органом в лице директора уполномоченного учреждения.
29 сентября 2015 года, аукционная документация, положения которой не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, размещена уполномоченным учреждением на официальном сайте.
Таким образом, не принятие должных мер со стороны уполномоченного учреждения, при выявлении в заявке отсутствия информации (требований к участникам аукциона), послужило основанием для размещения на официальном сайте аукционной документации, положения которой не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу НУЗ "Дорожная клиническая больница на станции Чита-2 ОАО "РЖД" на действия аукционной комиссии необоснованной.
2.Признать заказчика - ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи", уполномоченное учреждение - ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края нарушившими часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание ГКУ "Центр материально- технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края", аукционной комиссии:
- об отмене протокола подведения итогов от 12.10.2015 при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников (N 0891200000315006095);
- о проведении повторного рассмотрения поступивших вторых частей заявок участников аукциона, с учетом выявленных в ходе проверки нарушений в срок до 02.11.2015.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председатель комиссии: Л.В. Терешина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 26 октября 2015 г. N 249
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2015