Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 2 ноября 2015 г. N 256,254
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Терёшиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобы ООО СК "МНО", ООО СК "Конкурент" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) членами аукционной комиссии заказчика - Администрации городского округа ЗАТО п. Горный при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна городского округа ЗАТО п. Горный Забайкальского края (реестровый N 0391300088115000025),
в присутствии представителей заказчика: руководителя администрации Железцова А.Н. (решение о назначении на должность от 10.04.2013 N20), Логиновой М.А. (доверенность от 30.10.2015 N924), Быстровой А.С. (доверенность от 25.09.2015); представителей заявителей: генерального директора ООО СК "МНО" Егоян М.М. (решение учредителя от 12.04.2011 N1), Оганнисян О.А. (доверенность от 02.11.2015 N150), Шетько В.С. (доверенность от 02.11.2015 N151); представителя заинтересованного лица - ООО "ПСО Забайкалье" - Бочкарникова М.П. (доверенность от 28.10.2015 б/н),
УСТАНОВИЛА:
26.10.2015 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО СК "МНО" (жалоба N254) на действия членов единой комиссии заказчика по отклонению второй части заявки общества и неправомерному признанию победителем ООО "ПСО Забайкалье".
Из существа жалобы ООО СК "МНО", вторая часть заявки общества отклонена ввиду отсутствия копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной МЧС России. Заявитель полагает отклонение заявки неправомерным, поскольку в аукционной документации отсутствует требование о предоставлении в составе второй части заявки копии названной лицензии.
Заявитель не согласен с допуском и признанием победителем ООО "ПСО Забайкалье", поскольку в составе второй части заявки указанного участника отсутствуют документы, подтверждающие опыт исполнения контракта (договора), стоимость которого не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта.
27.10.2015 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Конкурент" (жалоба N256) на действия членов комиссии заказчика по допуску второй части заявки и признания победителем ООО "ПСО Забайкалье". Заявителем указывается на отсутствие в составе второй части заявки победителя документов, подтверждающих опыт исполнения контракта (договора), стоимость которого не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99).
Заявители просят провести внеплановую проверку и выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе - отменить протокол подведения итогов и пересмотреть заявки повторно.
Представители муниципального заказчика с доводами заявителей не согласилась, пояснив следующее.
Заказчиком в пункте 27 информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации - о наличии у участника или привлекаемого лица лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной МЧС России. Поскольку во второй части заявки ООО СК "МНО" отсутствует копии указанной лицензии, заявка отклонена.
Доводы заявителей о неправомерном допуске и признании победителем ООО "ПСО Забайкалье" представителя заказчика считают необоснованными, поскольку участником подтвержден опыт исполнения контрактов на выполнение соответствующих строительных работ - сумма представленных договоров (контрактов) превышает 20% НМЦК.
На запрос Комиссии о допуске первой части заявки ООО "ПСО Забайкалье" вопреки указанию в решении Забайкальского УФАС России от 05.10.2015 по жалобам N221, 225, 226 на несоответствие заявки требованиям аукционной документации, представителем заказчика представлены следующие пояснения.
Единая комиссия приняла решение о допуске ООО "Производственно-строительное объединение Забайкалья" по следующим основаниям:
- по позиции 155-156 запрошены в документации трубы оцинкованные, в заявке N580819 предложены трубы не оцинкованные. При рассмотрении комиссией выявлено - в проектной документации альбом "Водоснабжение и канализация", раздел "Горячее циркуляционное водоснабжение", описаны трубы только полипропиленовые, требований к стальным трубам не указано.
- по позиции 672-674 запрошены в документации трубы оцинкованные, в заявке N 580819 предложены трубы не оцинкованные. При рассмотрении комиссией выявлено - в проектной документации альбом "Отопление, вентиляция и кондиционирование", раздел "Отопительное оборудование", указаны Трубы стальные водогазопроводные из стали СтЗсп СТ 380-71 обыкновенные Ду50, Ду40, Ду32, Ду25, Ду20, Ду15, ГОСТ 3262-75.
- по позиции 675-676 запрошены в документации трубы оцинкованные с условным проходом 40 мм - длиной 37,8 метра, и условным проходом 50 мм - длиной 45,3 метра, в заявке N 580819 данные трубы предложены оцинкованные.
При запросе разъяснения у проектной организации, указано на применение материалов только в соответствии с требованиями проектной документации, изложенных в проектной и рабочей документации (прилагается).
На основании вышеизложенного, Единая комиссия посчитала данные требования, указанные в документации по позиции 155-156, 672-674 не подтвержденными данным проектом, приняла решение о допуске ООО "Производственно-строительное объединение Забайкалья" к участию в электронном аукционе.
Представитель заинтересованного лица - ООО "ПСО Забайкалье" представлены возражения, в соответствии с которыми участник указывает следующее. Для подтверждения опыта общество должно было представить договоры на сумму не менее 14 235 563 рублей. Победителем представлены документы на сумму 28 921 940,58 рублей, что составляет более 20% от НМЦК. Представитель победителя считает, что участником закупки могут быть представлены как один, так и несколько исполненных контрактов (которые в сумме не менее 20% НМЦК).
Заинтересованным лицом в пояснениях также указано, что первые части заявок ООО СК "МНО", ООО "СИ-2000", ООО "Конкурент" допущены к участию в аукционе неправомерно, поскольку по ряду позиций предложенные конкретные показатели не соответствуют требованиям аукционной документации.
Так, в заявках N579837 (ООО "СИ-2000"), N580671 (ООО "Конкурент") в строках 19, 142, 200, 352, 420, 641, 1058, 1155 предложен товар - кислород технический газообразный, при этом указаны характеристиками: объёмная доля кислорода 99,7 %; объёмная доля водяного пара 0,007%; объемная доля водорода 0,3%. В совокупности все объемные компоненты составили 100,007%. В заявке NN 580865 (ООО СК "МНО") - объёмная доля кислорода 99,5 %; объёмная доля водяного пара 0,009%; объемная доля водорода 0,5%. В совокупности все объемные компоненты составили 100,009%. То есть в указанных заявках совокупность всех объемных компонентов составляет более 100%, что не соответствует действительности, так как при выражении процентного соотношения веществ целое всегда берется за 100%, соответственно сумма процентов составляющих целое всегда должна быть равна 100%. Таким образом, при описании указанного товара данными участники были указаны недостоверные сведения о физико-химических показателях товара, что противоречит требованиям аукционной документации.
Заявка N579837 ООО "СИ-2000" не должна была быть допущена из-за предоставления недостоверной информации по товару эмаль ХВ-124, цвет серая (строка 66) из-за содержащихся в ней показателей укрывистости высушенной пленки - 60 г/м. Так, в заявке указано, что товар будет соответствовать ГОСТ 10144-89. Согласно указанному ГОСТу укрывистость высушенной пленки эмали ХВ-124, цвет серый не должна превышать 50 г/м2. Решением Забайкальского УФАС России от 05.10.2015 было признано, что доказательств по достоверности данного параметра участником аукциона предоставлено не было. Поэтому ООО "СИ-2000" в своей жалобе и не указывало данное основание отклонения их заявки.
Заявка N580671 ООО "Конкурент" помимо указанного выше основания не должна была допущена ввиду предоставление недостоверной информации по товару эмаль ХВ-124, цвет серая (строка 56) из-за содержащихся в ней показателей укрывистости высушенной пленки - 60 г/м2 (аналогично вышеизложенному); а также из-за предложения несоответствующего требованиям аукционной документации товара - ленты липкой изоляционной на поликасиновом компаунде марки ЛСЭПЛ толщиной 15 мм (строка 830) вместо требуемой толщины от 0,14 до 0,19 мм.
Представитель ООО "ПСО Забайкалье" просит признать жалобы заявителей необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
05 сентября 2015 года заказчиком - Администрацией городского округа ЗАТО п.Горный опубликованы извещение, документация о проведении аукциона в электронной форме на организацию работ по капитальному ремонту плавательного бассейна городского округа ЗАТО п. Горный Забайкальского края (реестровый N 0391300088115000025).
Начальная (максимальная) цена контракта 71 177 815,00 рублей.
В соответствии с пунктом 27 информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки:
"1.1. Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: <_> Лицо, с которым заключается контракт, вправе самостоятельно и (или) с привлечением других лиц выполнять работы, предусмотренные контрактом, при наличии соответствующих допусков к таким работам в соответствии с выданным саморегулируемой организацией свидетельством, а работы по монтажу и наладке охранно-пожарной сигнализации, при наличии (у него или у привлекаемого лица) лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной МЧС России (Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225), с разрешенными видами деятельности: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
<_> 3. Участник закупки должен соответствовать требованию, предъявляемому в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе:
Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится закупка (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям")".
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе изложены в пункте 28 информационной карты электронного аукциона, которые не содержат указания о предоставлении во второй части заявки копии вышеназванной лицензии; требование к подтверждению опыта участника, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 установлено.
На участие в аукционе поступило 5 заявок, 4 из которых не допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок от 25.09.2015 N1).
Аукцион признан несостоявшимся, единственный участник, заявка которого комиссией признана соответствующей - ООО "Производственно-строительное объединение Забайкалья" (протокол рассмотрения заявки единственного участника аукциона в электронной форме от 27.09.2015).
По результатам рассмотрения жалоб N221, 225, 226 принято решение (в котором указано на несоответствие первой части заявки ООО "ПСО Забайкалье", установлено, что заявки отклонены по несоответствующим Закону о контрактной системе основаниям) и выдано предписание о пересмотре первых частей заявок (решение и предписание Забайкальского УФАС России от 05.10.2015).
Единой комиссией пересмотрены заявки участников закупки: ООО "ПСО Забайкалье", ООО СК "МНО", ООО "СИ-2000", ООО "Конкурент" допущены к участию в аукционе, заявка ООО "Аталнт" отозвана обществом (протокол от 13.10.2015).
В аукционе приняли участие 3 участника закупки, снижение составило 22 % (протокол проведения аукциона от 16.10.2015).
Победителем аукциона признано ООО "ПСО Забайкалье", предложившее наименьшую цену исполнения контракта - 55 518 695,48 рублей и заявка которого единой комиссией признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе (протокол подведения итогов аукциона от 20.10.2015)
В составе второй части заявки ООО "ПСО Забайкалье" представлены: 1) копия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной МЧС России обществу "Пожсервис"; 2) два муниципальных контракта (от 11.07.2015 на сумму 1552624,67 рублей, от 21.07.2014 на сумму 13022370,00 рублей).
На момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Доводы заявителей о неправомерном признании единой комиссией победителем аукциона ООО "ПСО Забайкалье" признаны Комиссией обоснованными, поскольку вторая часть заявки общества не содержит подтверждение опыта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N99). В заявке общества отсутствует ранее исполненный контракт (договор), стоимость которого составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта.
Довод заинтересованного лица о представлении в составе второй части заявки нескольких контрактов, которые в сумме более 20% НМЦК, признан Комиссией необоснованным, поскольку заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N99, может содержать копии нескольких контрактов, однако обязательным является наличие в составе заявки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке. Указанная позиция также изложена в Письме Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2015 NN 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15.
2. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Довод СК "МНО" о несоответствующем аукционной документации основанию отклонения заявки общества признан Комиссией обоснованным, поскольку аукционная документация действительно не содержит требование о предоставлении во второй части заявки копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной МЧС России.
Однако, отсутствие в аукционной документации требования о предоставлении во второй части заявки копии названной лицензии противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона. Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) закона, или копии этих документов.
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает требование к участнику закупки о его соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна городского округа ЗАТО п. Горный Забайкальского края, в которые также включены работы по охранно-пожарной сигнализации.
Согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензии, входит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". К данным работам в пунктах 711-779 Технической части аукционной документации отнесено выполнение работ по пожарно-охранной сигнализации.
Согласно пункту 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1225, лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна городского округа ЗАТО п. Горный Забайкальского края (реестровый N 0391300088115000025), помимо наличия у участника закупки свидетельства о допуске к требуемым видам работ, является наличие действующей лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация не содержит требования о предоставлении во второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Наличие указанного в требованиях к участникам закупки в разделе 27 информационной карты не исключает обязанность установления данных требований к составу второй части заявки (пункт 28 информационной карты аукционной документации).
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, изложены в прикрепленном к аукционной документации файле и содержат требования к 1293 товарам (материалам).
Доводы заинтересованного лица - ООО "ПСО "Забайкалье" о неправомерном допуске участников закупки признаны Комиссией обоснованными.
Кроме того, Комиссией установлено, что членами единой комиссии при рассмотрении первых частей заявок не исполнено в полной мере предписание Забайкальского УФАС России от 05.10.2015 и допущена к участию в аукционе заявка победителя, также не соответствующая требованиям аукционной документации.
Комиссия считает, что указанные действия членов аукционной комиссии по неправомерному допуску обусловлены необъективным описанием объекта закупки в аукционной документации.
Указанное подтверждается, в том числе, и пояснениями представителей заказчика, в соответствии с которыми требования технического задания аукционной документации установлены не в соответствии проектно-сметной документации.
Необъективное описание объекта закупки, установление названным образом требований к материалам, не позволило всем участникам закупки подать надлежащие заявки, а членам комиссии проверить и оценить их на соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе.
Поскольку выявленные нарушения влияют на определение поставщика, в соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выдается предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08. 2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО СК "МНО" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО Строительная компания "Конкурент" обоснованной.
3. Признать заказчика - Администрацию городского округа ЗАТО п. Горный Забайкальского края нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об аннулировании закупки на выполнение работ по капитальному ремонту плавательного бассейна городского округа ЗАТО п. Горный Забайкальского края (реестровый N 0391300088115000025) в срок до 10 ноября 2015 года.
5. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терёшина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 2 ноября 2015 г. N 256,254
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2015