Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 ноября 2015 г. N 754-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "РАСТЕР" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-18521Э на поставку дезинфицирующих средств (изв. N0169300000115005725) в присутствии:
- представителей МБУЗ ДГКБ N 2, действующих на основании доверенностей от 10.11.2015 года, а также приказа N45/К от 27.10.2014;
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска, действующего на основании доверенности N 5 от 07.09.2015 года;
в отсутствие представителя ООО "РАСТЕР" надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "РАСТЕР" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-18521Э на поставку дезинфицирующих средств (изв. N0169300000115005725) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган), МБУЗ ДГКБ N 2 (далее - заказчик) 20.10.2015 года объявили о проведении электронного аукциона 15-18521Э на поставку дезинфицирующих средств путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300000115005725 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 106 008 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 28.10.2015 в 09 часов 00 минут.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.11.2015 на участие в закупке поступило 7 заявок. Все заявки аукционной комиссией признаны несоответствующими требованиям документации о закупке, а участникам отказано в допуске к участию в аукционе. В связи с чем закупка признана несостоявшейся.
На дату рассмотрения жалобы контракт на поставку дезинфицирующих средств по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что аукционная комиссия неправомерно отклонила ООО "РАСТЕР" от участия в аукционе, поскольку товар, предложенный участником, соответствует требованиям заказчика. Указание участником в первой части заявки конкретных показателей предлагаемого товара произведено в соответствии с требованиями Закона и с учетом разъяснений Министерства экономического развития Российской Федерации.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что по позиции 2 спецификации значение показателя "свойства/микробиология средства" указано в столбце показатели, которые не могут изменяться. Вместе с тем, участник изменил значение данного показателя, указав "средство обладает пролонгированным антимикробным действием - 5 часов после ношения перчаток", тогда как заказчиком установлено "средство обладает пролонгированным антимикробным действием не менее 3 часов после ношения перчаток".
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Данные требования продублированы в пункте 12 информационной карты.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.11.2015 на участие в закупке поступило 7 заявок. Все заявки признаны несоответствующими требованиям документации о закупке, а аукцион - несостоявшимся. В качестве основания для отклонения заявок указан пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно в связи с несоответствием представленных заявок требованиям документации о закупке.
Согласно Инструкции (подпункт 2 пункта 12 части 1 информационной карты) характеристики из столбца "показатели, которые не могут изменяться" указываются участником в соответствии с установленными значениями. В случае установления заказчиком текстового показателя вместе с цифровым (при наличии) (к примеру, "не менее 10"), участником указывается такой показатель в неизменном виде (без изменения как словесного, так и цифрового показателя). Аналогичные требования к заполнению первой части заявки указаны в приложении N1 к документации о закупке (далее - спецификация).
Описание объекта закупки содержится в спецификации. По позиции 2 спецификации заказчиком установлено требование к свойству/микробиологии дезинфицирующего средства. Согласно данному требованию предлагаемое к поставке средство должно обладать пролонгированным антимикробным действием не менее 3 часов после ношения перчаток. При этом данный показатель отнесен в столбец "показатели, которые не могут изменяться", следовательно, исходя из инструкции по заполнению заявки, а также спецификации должен быть, указан участником в неизменном виде.
Вместе с тем, все участники закупки изменили данный показатель. Так, например, заявитель (заявка 6 в протоколе) указал "_средство обладает пролонгированным антимикробным действием - 5 часов после ношения перчаток.."; участник с заявкой 1 в протоколе - "_средство обладает пролонгированным антимикробным действием в течение 5 часов_"; участник с заявкой под номером 2 в протоколе не указал данную характеристику; участник с заявкой под номером 3 в протоколе изменил данный показатель на "_средство обладает пролонгированным антимикробным действием 3 часов после ношения перчаток_" и т.д.
Заявитель в доказательство своей позиции ссылается на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.04.2015 NД28и-984, согласно которому заказчик (аукционная комиссия) не вправе отклонить на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, заявку участника закупки, содержащую конкретный числовой показатель товара, входящий в диапазон значений показателя товара, установленный в документации о закупке.
Вместе с тем, данное письмо не является нормативно-правовым актом. Следовательно, решение Комиссии не может основано только на позиции Министерства. Кроме того, участник закупки при оформлении заявки, а также члены аукционной комиссии в ходе рассмотрения заявок должны руководствоваться положениями документации о закупке. В рассматриваемом случае документацией о закупке установлено требование об указании по позиции 2 спецификации времени антимикробного действия в неизменном виде. В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе участников закупки, в том числе заявителя не содержат признаки нарушений законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, проведя внеплановую проверку определения поставщика, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Как уже отмечалось ранее, показатель время антимикробного действия дезинфицирующего средства указан заказчиком в виде диапазонного значения ("не менее 3 часов после ношения перчаток") и не требует конкретизации участником закупки.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что объект закупки описан таким образом, поскольку инструкции по применению дезинфицирующих средств не содержат показатель время антимикробного действия в виде конкретного числового значения. В доказательство представлены инструкции по применению дезинфицирующих средств "ВЕТОСЕПТ-2" (производство ООО "НПО "ВЕЛТ", Россия), "Соната-Септ" (производство ООО "Уралхимфарм-плюс", Россия).
Иных доказательств, подтверждающих невозможность указания данного показателя в виде конкретного числового значения, на заседание Комиссии не представлено.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не устанавливает требования к оформлению инструкций по применению дезинфицирующих средств. Следовательно, производители вправе различным образом описывать характеристики средств (в виде диапазона возможных значений, конкретного показателя, минимального и/или максимального значения показателя и др.).
Так, участник под номером 6 в протоколе в своей заявке предложил к поставке дезинфицирующее средство "Эдель" (производство ООО "Растер", Россия). Согласно размещенной на сайте http://www.dezreestr.ru/ инструкции по применению указанного средства, оно обладает пролонгированным эффектом в течение 5 часов, что и отражено в первой части заявки участника закупки. При этом 5 часов является большим показателем по отношении к установленному заказчиком требованию "не менее 3 часов". Следовательно, соответствует потребности заказчика, поскольку входит в указанный диапазон и обладает более длительным эффектом воздействия.
В свою очередь, сформированная документация о закупке не позволяет указать данный показатель в виде конкретного числового значения, тем самым соблюсти требование законодательства о контрактной системе о предоставлении конкретных показателей предлагаемого товара.
В рассматриваемом случае необъективное описание объекта закупки, а также требования к составу и форме заявки, не соответствующие требованиям законодательства о контрактной системе привело к отклонению всех участников закупки и признанию аукциона не состоявшимся.
Таким образом, документация о закупке не соответствует требованиям пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "РАСТЕР" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-18521Э на поставку дезинфицирующих средств (изв. N0169300000115005725) необоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадке, уполномоченному органу, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии В.А. Ливончик
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 ноября 2015 г. N 754-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.11.2015