Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 ноября 2015 г. N 749-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Компания Комнет Сервис" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей (извещение N 0169300025315001259) в присутствии:
- представителя Муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 Копейского городского округа", действующего на основании доверенности от 09.11.2015 года;
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 13.01.2015 N 1-ДВ,
- представителя ООО "Компания Комнет Сервис", действующего на основании доверенности N 1 от 02.11.2015,
- директора ООО "Компания Комнет Сервис", действующего на основании протокола N 1 заседания Общего собрания Учредителей Общества с ограниченной ответственностью "Компания Комнет Сервис" от 27.10.2011,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Компания Комнет Сервис" (далее - заявитель, Общество) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей (извещение N 0169300025315001259) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 Копейского городского округа" (далее - заказчик), Администрация Копейского городского округа Челябинской области (далее - уполномоченный орган) 13.10.2015 года объявили о проведении запроса котировок на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300025315001259 об осуществлении закупки. Изменения извещения размещены 20.10.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 494 750 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 30.10.2015 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, вскрытие конвертов с котировочными заявками участников осуществлено позднее срока, установленного в извещении о проведении запроса котировок, что, по мнению заявителя, не соответствует действующему законодательству о контрактной системе, а также нарушает права и законные интересы участников закупки.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, согласились и пояснили следующее.
В связи с нахождением председателя котировочной комиссии 30.10.2015 в 10.00 в антимонопольном органе, уполномоченный орган оказался вынужденным отложить процедуру вскрытия конвертов с котировочными заявками на неопределенное время. Вскрытие конвертов осуществлено 30.10.2015 в 11.00 (на час позже установленного в извещении времени), что, по мнению представителей заказчика и уполномоченного органа, никаким образом не повлияло на права и законные интересы участников закупки, в том числе заявителя.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В представленном представителями заказчика на рассмотрение Комиссии Челябинского УФАС России извещении о проведении запроса котировок с изменениями указано, что вскрытие конвертов, открытие доступа к электронным документам заявок участников осуществляется 30.10.2015 в 10:00.
Как следует из пояснений заявителя, в указанное в извещении время конверты с заявками участников не вскрыты. При этом представителю ООО "Компания Комнет Сервис" пояснено, что, ввиду отсутствия председателя котировочной комиссии, процедура вскрытия конвертов с заявками будет отложена на неопределенное время. По мнению Общества указанные действия уполномоченного органа противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы участников.
Согласно доводам уполномоченного органа, в целях исполнения уведомления Челябинского УФАС России о месте и времени рассмотрения жалобы (исх. от 26.10.2015 N 16516/09) представитель Администрации Копейского городского округа Челябинской области, являющийся председателем котировочной комиссии, находился на заседании в антимонопольном органе. Возможность замены отсутствующего члена комиссии не предусмотрена. Так, в силу распоряжения Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27.02.2014 N 71-р Единая комиссия по осуществлению закупок для муниципальных нужд действует на постоянной основе. Таким образом, уполномоченный орган оказался вынужденным отложить процедуру вскрытия конвертов с котировочными заявками на неопределенное время.
Вскрытие конвертов произведено 30.10.2015 в 11.00, что, по мнению представителя уполномоченного органа, никаким образом не повлияло на права и законные интересы участников закупки, в том числе заявителя. Так, несмотря на отложение процедуры, вскрытие конвертов осуществлялось в присутствии четырех участников, что подтверждается копией выписки из журнала регистрации участников запроса котировок N 0169300025315001259. Более того, в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 30.10.2015 заявка ООО "Компания Комнет Сервис" с номером 11 признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Цена контракта, предложенная Обществом, составила 269 268,00 рублей.
Вместе с тем, победителем закупки признано ООО "Офис-Мастер" с номером заявки 2, чье предложение о цене контракта составило 184 386,03 рублей. Участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем условий, признано ООО "Проффи +" (заявка N 1, предложение о цене контракта 228 950,00 рублей).
В части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе законодателем в целях обеспечения принципа эффективного осуществления закупок установлен императивный порядок в части осуществления котировочной комиссией действий по вскрытию заявок участников. Данный порядок не предусматривает возможность наделения членов комиссии правом на выбор определенной модели поведения.
Фактически процедура вскрытия конвертов с заявками участников осуществлена за пределами времени, установленного в извещении о проведении запроса котировок, что не оспаривается представителями уполномоченного органа и заказчика.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России усматривает в действиях котировочной комиссии нарушение части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя относительно факта того, что техническое задание заказчика не носит объективного характера, содержит указание на несуществующие в природе услуги, не принимаются во внимание антимонопольным органом. Так, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. Как установлено материалами дела, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 30.10.2015 в 10:00. Тогда как, жалоба ООО "Компания Комнет Сервис" подана в антимонопольный орган 03.11.2015, т. е. за пределами срока обжалования положений документации о закупке, предусмотренного частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Челябинского УФАС России выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта может быть определена и обоснована заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно части 2, части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно материалам дела, заказчиком осуществляется закупка услуг по заправке и восстановлению картриджей. Наименование услуг, перечень имеющихся в наличии у заказчика картриджей с указанием конкретных моделей содержатся в техническом задании (приложение N 1 к извещению запроса котировок) в редакции N 2.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом формирование запросов на коммерческие предложения, а также расчет начальной (максимальной) цены контракта осуществлены без учета перечня картриджей, имеющихся в наличии у заказчика.
Как следует из пояснений представителей ООО "Компания Комнет Сервис", модель картриджа значительно влияет на стоимость услуг по его заправке и восстановлению. Общество не готово выполнять услуги по указанной в извещении цене.
Кроме того, исходя из содержания прайс-листа, размещенного на сайте Сервисного центра "Инженер" (Россия, 454007, г. Челябинск, ул. 40-летия Октября, 29А корпус 2) http://engineer74.ru/prais_zapravka_kartridjei, следует, что стоимость той или иной услуги различается в зависимости от модели картриджа, а также модели аппарата. Так, например, стоимость услуги по заправке картриджа Canon 725 в аппаратах моделей LBP6000, MF3010 составляет 350 рублей, по замене фотобарабана - 600 рублей, по замене ракеля/доз. лезвия - 250 рублей. Стоимость услуги по заправке картриджа Canon 725 в аппаратах моделей LBP6000, MF3010 (premium) составляет 400 рублей, по замене фотобарабана - 600 рублей, по замене ракеля/доз. лезвия - 250 рублей. Стоимость услуги по замене картриджа HP Q2612A в аппаратах моделей LJ1010, 1012, 1015, 1018, 1020, 1022, 3015, 3020, 3030, 3050, 3052, 3055 составляет 300 рублей, по замене фотобарабана - 600 рублей, по замене ракеля/доз. лезвия - 250 рублей. Стоимость услуги по заправке картриджа HP Q5949A в аппаратах моделей LJ 1160, 1320 составляет 350 рублей, по замене фотобарабана - 600 рублей, по замене ракеля/доз. лезвия - 250 рублей. Стоимость услуги по заправке картриджа Samsung MLT-D108S в аппаратах моделей ML-1640\41\45 составляет 350 рублей, по замене фотобарабана - 700 рублей.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено заказчиком без учета условий осуществляемой закупки.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно включать в себя краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Предметом закупки является оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей.
При этом под заправкой картриджа понимают процесс очищения лазерного картриджа от отработанного тонера и заполнения картриджа новым тонером (для лазерных картриджей) или чернилами (для струйных), что позволяет многократно использовать картридж для печати.
Восстановление картриджа представляет собой замену изношенных составляющих (запасных частей) картриджа.
В соответствии с пунктом 8 технического задания (приложение N 1 к извещению запроса котировок) заказчику требуется заправка, замена дозирующего лезвия, замена фотобарабана, замена ракеля, замена вала заряда, замена магнитного вала у картриджей HP Q2612А, HP Q5949A, Canon IR-2016/2020 и т. д.
Согласно пояснениям представителей ООО "Компания Комнет Сервис", копировальный аппарат марки Canon IR-2016/2020 состоит из драм-юнита и тубы IR с тонером, которая, в свою очередь, не имеет в своем составе фотобарабана и магнитного вала. В связи с чем, замена фотобарабана относится к ремонту копировального аппарата, что не является объектом закупки.
В пункте 8 приложения N 1 к извещению запроса котировок указано, что заказчику также требуется замена картриджа BROTHER.
По мнению представителей Общества, картридж с таким наименованием не производится фирмами. Заказчик в извещении должен указывать конкретную модель картриджа.
Однако каких-либо сведений, документов, подтверждающих указанные аргументы, представителями ООО "Компания Комнет Сервис" в материалы дела не представлено.
Таким образом, доводы Общества не принимаются во внимание Комиссией антимонопольного органа, в связи с недоказанностью.
Вместе с тем, согласно пункту 5.4. технического задания работы по заправке и/или восстановлению картриджей должны быть выполнены в соответствии с нормативами, предусмотренными действующим законодательством как в отношении документального оформления выполнения работ, так и в отношении экологических норм и требований техники безопасности.
Однако заказчиком не конкретизировано, в соответствии с какими именно нормативами, предусмотренными действующим законодательством, экологическими нормами должны выполняться работы, что, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Компания Комнет Сервис" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по заправке и восстановлению картриджей (извещение N 0169300025315001259) обоснованными в части нарушения котировочной комиссией порядка вскрытия конвертов с заявками.
2. Признать в действиях котировочной комиссии нарушение части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.
4. Предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты запроса котировок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.Ф. Гареева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 ноября 2015 г. N 749-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2015