Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Новиковой Н.В. |
- |
специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "АСГОР" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на поставку программного комплекса по управлению имуществом и земельными ресурсами (извещение N 0169300049315000105) в присутствии:
- представителя Управления имущественных и земельных отношений Администрации Кунашакского муниципального района (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 12.11.2015 N 1888;
- представителя ООО "АСГОР" (далее - Общество, заявитель), действующего на основании доверенности N 12-11-15-02 от 12.11.2015,
- директора ООО "АСГОР", действующего на основании протокола N 12 общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью "АСГОР" от 04.03.2013,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "АСГОР" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на поставку программного комплекса по управлению имуществом и земельными ресурсами (извещение N 0169300049315000105) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Управление имущественных и земельных отношений Администрации Кунашакского муниципального района 16.10.2015 года объявили о проведении запроса котировок на поставку программного комплекса по управлению имуществом и земельными ресурсами путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300049315000105 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 146 933 рубля 33 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 30.10.2015 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Котировочной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "АСГОР" с порядковым номером 2 по причине несоответствия требованиям, установленным в котировочной документации.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены заявки на участие в запросе котировок в порядке, установленном статьей 78 Закона о контрактной системе, принято решение об отклонении заявки с порядковым номером 2.
Заявка ООО "АСГОР" отклонена, в связи с несоответствием требованиям, установленным в котировочной документации. Так, в заявке участником не указаны конкретные характеристики поставляемого товара.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Как следует из материалов дела, на участие в запросе котировок подано две заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 30.10.2015 заявка ООО "АСГОР" с порядковым номером 2 отклонена, в связи с несоответствием требованиям, установленным в котировочной документации. Так, участником не указаны конкретные характеристики поставляемого товара, установленные в техническом задании.
Исходя из пояснений представителей ООО "АСГОР", данное решение котировочной комиссии является необоснованным. Так, в извещении о проведении запроса котировок заказчиком установлено требование о предоставлении участником исключительно согласия на исполнение условий контракта, указанных в извещении. Исходя из информации, содержащейся в котировочной документации, не следует обязанность участника указывать конкретные показатели товара.
Согласно материалам дела заказчиком осуществляется поставка товара.
На основании пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Как установлено материалами дела, форма котировочной заявки (приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок) предусматривает указание наименования и характеристик поставляемого товара. Соответственно, участник, изучив форму котировочной заявки, являющуюся неотъемлемой частью извещения о проведении запроса котировок, должен прописать в заявке наименование и показатели предлагаемого к поставке товара.
Кроме того, обязанность участника указывать в заявке наименование и характеристики поставляемого товара, следует из содержания пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
В представленной на рассмотрении Комиссии Челябинского УФАС России заявке ООО "АСГОР", участником указано согласие на исполнение условий контракта, указанных в извещении о проведении запроса котировок. При этом в заявке отсутствует какая-либо информация о наименовании и характеристиках поставляемого товара.
Котировочная комиссия, руководствуясь положениями извещения о проведении запроса котировок, рассматривает заявки участников, принимает решение о соответствии либо несоответствии заявок требованиям, установленным в извещении. В данном случае заявка ООО "АСГОР" не соответствует требованиям, содержащимся в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, антимонопольный орган не усматривает нарушений в действиях котировочной комиссии по отклонению заявки ООО "АСГОР".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Челябинского УФАС России выявлено следующее
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 3 извещения о проведении запроса котировок заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; обладание участником запроса котировки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (в соответствии с требованиями п. 8. ч.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Однако заказчиком не конкретизировано, каким именно требованиям должен соответствовать участник, какие документы необходимо предоставить в подтверждение соответствия данным требованиям.
Содержащееся в пункте 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование об обладании участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности не относится к объекту закупки. Так, заказчиком осуществляется закупка программного комплекса по управлению имуществом и земельными ресурсами.
Кроме того, заказчиком в извещении не предусмотрено требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 10 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
1.2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно включать в себя краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В пункте 3.2.10. технического задания (приложение 1) "Требования к техническому обеспечению" установлены минимальные значения программно-аппаратных средств для функционирования системы:
Характеристики |
Конфигурация сервера приложений |
Конфигурация рабочей станции |
Процессор |
1800 МГц |
1800 МГц |
Операционная система |
Windows Server 2008 R2 (2012) |
Windows 7 (8) |
СУБД |
MS SQL Server 2008 R2 (или Oracle) |
установка не требуется |
Оперативная память |
8Гб + 128 Мб на каждую подключенную станцию |
Мин. 1024Мб |
Свободное дисковое пространство для прикладного ПО |
40 Гб |
Мин 3 Гб |
MS Office |
MS Excel |
MS Excel 2007 |
WEB-Браузеры |
не обязательно |
Google Chrome, Internet Explorer, Opera, Firefox |
Как следует из пояснений представителя Управления имущественных и земельных отношений Администрации Кунашакского муниципального района, поставка сервера не требуется. Данное оборудование имеется в наличии у заказчика.
Однако исходя из информации, содержащейся в пункте 3.2.10. технического задания, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии у заказчика сервера и отсутствии обязанности у участника осуществлять его поставку.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что описание объекта закупки не носит объективного характера, что в дальнейшем не позволит сторонам надлежащим образом исполнить предусмотренные контрактом обязательства, а также может привести к нарушению прав и законных интересов поставщика.
Исходя из содержания части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью извещения о проведении запроса котировок.
В соответствии с пунктом 13 проекта контракта одним из приложений к контракту является приложение N 3.
В приложении N 3 указан перечень функциональных возможностей программного продукта.
Однако информация, содержащаяся в приложении N 3 к контракту, не соответствует техническому заданию. Так, например, в техническом задании содержится раздел 3 "Требования к программному комплексу". Однако в приложении N 3 указанный раздел отсутствует.
Также в приложении N 3 к проекту контракта в отношении функциональных возможностей модуля "Реестр контрагентов" отсутствуют предусмотренные техническим заданием сведения о настройке интерфейса для каждого типа элементов реестра, в том числе настройке вкладок, составе и группировке атрибутов на вкладках, определении перечня состояний для каждого типа элемента реестра, настройке возможных переходов между состояниями и т. д.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок регламентируется Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В пункте 6.8. проекта контракта прописано, что в случае просрочки исполнения "Поставщиком" обязательства, предусмотренного контрактом, "Поставщик" оплачивает "Покупателю" пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Данная информация не соответствует требованиям части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Более того, в соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Однако в пунктах 6.6., 6.7. проекта контракта отсутствует информация о штрафах, начисляемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств по контракту. В указанных пунктах контракта содержится ссылка на Постановление N 1063.
Однако ссылка на Постановление Правительства N 1063 не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению условия о штрафах, начисляемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств по контракту. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Заказчиком частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы ООО "АСГОР" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на поставку программного комплекса по управлению имуществом и земельными ресурсами (извещение N 0169300049315000105) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 31, частей 4, 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Новикова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 ноября 2015 г. N 763-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2015