Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 ноября 2015 г. N 776,778-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Аванстрой", в присутствии:
- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа "Управление строительства", действующего на основании доверенности N 26/Д от 17.11.2015,
- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа "Управление строительства", действующего на основании Распоряжения N 389-р от 28.09.2015,
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 13.01.2015,
- представителя ООО "Строительная Компания "Авантаж", действующего на основании доверенности N 23 от 17.11.2015,
- представителя ООО "Строительная Компания "Авантаж", действующего на основании доверенности N 24 от 17.11.2015,
в отсутствие заявителей, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Аванстрой" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайоне N 19 г. Копейска" (изв. N0169300025315001269) (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 23.10.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 77 854 710 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 13.11.2015 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Аванстрой" контракт не заключен.
Кроме того, в антимонопольный орган поступило обращение ООО "Ремстрой-Эксперт" о проведении внеплановой проверки обжалуемой закупки.
В связи с тем, что предметом рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки является единый объект закупки, то Комиссией принимается решение объединить указанные процедуры в одно производство.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком в составе закупки размещены две редакции конкурсной документации, что не позволяет прийти к выводу какой документацией руководствоваться при подаче заявки.
Кроме того, в конкурсной документации указаны товары с указанием товарных знаков без сопровождения слов "или эквивалент" в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В таблице материалов указаны характеристики электромеханического реле давления Danfoss, не соответствующие его фактическим показателям.
В обращении ООО "Ремстрой-Эксперт" указано, что заказчиком не правомерно установлены дополнительные требования к участнику закупки по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как при проведении открытого конкурса установление таких требований не предусмотрено.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком установлен критерий оценки заявок квалификация участника закупки и раскрыт показатель указанного критерия, выраженный в представлении копий контрактов, договоров, не являющийся обязательным дополнительным требованием в составе заявки участника конкурса.
В документации о закупке указаны характеристики электромеханического реле давления Danfoss, соответствующие его фактическим показателям, что подтверждается паспортом на данный материал.
В конкурсной документации ошибочно размещены две редакции документации, отличающиеся только срокам подачи заявок на участие в конкурсе, что не ограничивает участников закупки в части подачи заявок на участие в конкурсе.
Представители ООО "СК "Авантаж" представили письменные возражения на жалобу и поддержали доводы заказчика и уполномоченного органа.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, конкурсной документации и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации о закупке, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, конкурсная документация должна содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведения о датах начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем, на официальном сайте в составе закупки размещены две редакции документации: под редакцией 2 и под редакцией 3, как следует из распечатки с сайта, представленной уполномоченным органом.
При этом, в документации под редакцией 2 в пункте 5 части 1 информационной карты конкурсной документации сроки подач заявок определены с 16.10.2015 по 10.11.2015, тогда как в редакции 3 указаны иные сроки: с 23.10.2015 по 13.11.2015.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 50, Закона о контрактной системе в составе документации, размещенной на официальном сайте, содержится противоречивая информация о сроках подачи заявок, что свидетельствует о неопределенности сведений о порядке подаче заявок участниками закупки.
Указанные обстоятельства не оспариваются заказчиком и уполномоченным органом, представители которых указали, что при внесении изменений в конкурсной документации произошла техническая ошибка.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В таблице 2 технического задания конкурсной документации указаны материалы и их максимальные и (или) минимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, с использованием обозначений, указывающих на товарный знак материала по всем позициям таблицы ("Бастион", "Danfoss").
При этом таблица материалов называется как "Показатели эквивалентности материалов", что свидетельствует о сопровождении материалов с указанием товарных знаков эквивалентными характеристиками путем обобщенного указания на возможность применения эквивалентных товаров в наименовании таблицы, что не запрещено пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 10 Таблицы 2 технического задания конкурсной документации указан материал электромеханическое реле давления "Danfoss" с указанием окружающей температуры среды: -40_+70С, при этом заказчиком на заседании Комиссии представлен паспорт на электромеханическое реле давления "Danfoss" типа KPI 35, KPI 36, согласно которым температура окружающей среды: -40_+70С.
Вместе с тем, доводы заявителя о том, что реле давления "Danfoss" не являются электромеханическими, а также имеют температуру окружающей среды: -10_+65С, опровергаются материалами дела, так как минимум два типа реле соответствуют описанию характеристик, указанных заказчиком в документации о закупке.
По позиции 2 Таблицы 2 технического задания документации о закупке указаны характеристики монитора, а именно: частота горизонтальной развертки: от 30 кГц до 80 кГц, и частота вертикальной развертки: от 55 Гц до 75 Гц.
По позиции 7 технического задания документации о закупке определены показатели реле разности давлений: настраиваемая разность давлений от 0,1 бар до 1,5 бар.
Данные показатели содержатся в столбцах с минимальными и максимальными показателями, при этом порядок указания конкретных показателей определен в пункте 15 части 1 информационной карты документации, в котором указано на возможность представления диапазона значений показателя способами, предусмотренными в данном пункте.
Таким образом, требования заказчика к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкции по ее заполнению в части указания конкретных показателей товара соответствует пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом согласно пункту 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Кроме того, пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 11.1 части 2 информационной карты конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 60%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 40%).
При этом, квалификация участника закупки подтверждается опытом выполнения работ путем представления договоров (контрактов), каждый из которых на сумму не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта по выполнению работ по строительству и (или) реконструкции зданий образовательных и культурных учреждений не ранее, чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Указанный критерий, а также показатель, раскрывающий содержание данного критерия, соответствует пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Тогда как в форме предложения участника конкурса заказчиком предлагается представить документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, при этом в пункте 15 части 1 информационной карты указано, что непредставление сведений в отношении критериев оценки и подкритериев оценки не является основанием для признания заявки участника ненадлежащей.
Таким образом, сведения о квалификации участника закупки в составе предложения участника закупки являются необязательными для представления в составе заявки и не служат основанием для отклонения такой заявки на стадии рассмотрения заявок.
Доводы указанные в обращении, согласно которым квалификация участника закупки в оспариваемой закупке представляет собой дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, не подтверждены материалами дела.
Принимая во внимание, что выявленное нарушение в действия заказчика не повлияло на результаты конкурса, недоказанность материально-правовой заинтересованности участия в конкурсе заявителя ввиду того, что заявка обществом не подавалась, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Аванстрой" на действия заказчика обоснованными в части установления требований к сроку подачи заявок на участие в конкурсе.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 ноября 2015 г. N 776,778-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2015