Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2015 г. N 696-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "МИДАС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-17277Э на поставку продукции животноводства (извещение N 0169300000115005398) в присутствии:
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 06.08.2015 N 5;
- представителей Муниципального бюджетного учреждения культуры "Зоопарк" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 21.10.2015,
- представителей ООО "МИДАС", действующих на основании доверенностей N 5 от 29.05.2014, N 7 от 05.07.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 15.10.2015 поступила жалоба ООО "МИДАС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-17277Э на поставку продукции животноводства (извещение N 0169300000115005398) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска, Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Зоопарк" 30.09.2015 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 594 368 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 08.10.2015 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией неправомерно отказано ООО "МИДАС" с порядковым номером заявки 3 в допуске к участию в электронном аукционе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения и на Комиссии указал следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участников с порядковыми номерами заявок 2, 3.
ООО "МИДАС" с порядковым номером заявки 3 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе. В заявке участника указано неточное значение веса товара "Мясо говядины", а также неточное значение показателя "Упаковка". Более того, в заявке Общества отсутствуют сведения о нормативных документах. В соответствии с требованиями аукционной документации первая часть заявки участника должна содержать информацию (в объеме не менее того количества показателей, которое указано в техническом задании или спецификации (приложение N 1 к документации об аукционе) позволяющую сделать вывод о функциональных, технических и качественных характеристиках предлагаемого к поставке товара и его соответствии требованиям заказчика и не должна содержать двойных и неоднозначных предложений и неточных значений показателей.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 12 части 1 Информационной карты аукциона первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 4 спецификации (Приложение N 1) заказчиком в качестве характеристики товара "Мясо говядина" прописаны сведения о нормативных документах: ГОСТ или ТУ (участник указывает в заявке данные ГОСТ (ТУ) в полном объеме с цифровым обозначением. Допускается указание: 1. Нескольких ГОСТ; 2. ГОСТ (-ы) и ТУ; 3. ТУ).
Кроме того, в пункте 4 спецификации содержится значение веса закупаемого товара: Не менее 50 кг, не более 80 кг.
В отношении показателя "Упаковка" в спецификации предусмотрено, что поставка товара осуществляется в пакетах из пленки или лотках из полимерных материалов, обернутых термоусадочной пленкой. На каждой единице упаковки отпечатана несмываемой краской маркировка либо вложена этикетка с маркировкой (по выбору участника).
При этом характеристики "Сведения о нормативных документах", "Вес", "Упаковка" содержатся в столбце "Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки".
Согласно пункту 12 Информационной карты аукциона первая часть заявки участника должна содержать информацию (в объеме не менее того количества показателей, которое указано в техническом задании или спецификации (приложение N 1 к документации об аукционе) позволяющую сделать вывод о функциональных, технических и качественных характеристиках предлагаемого к поставке товара и его соответствии требованиям заказчика.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 12 части 1 Информационной карты аукциона характеристики из столбца "Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки" указываются участником точными значениями показателей и не должен содержать двойных и неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не более", "не менее" и др.
В первой части заявки ООО "МИДАС" в описании товара "Мясо говядина", указан вес товара: четвертины мяса 50-80 кг веса каждая. В отношении показателя "Упаковка" указано, что мясо упаковано - пакеты из пленки или лотки из полимерных материалов, обернутые термоусадочной пленкой. На каждой единице упаковки отпечатана несмываемой краской маркировка (вложена этикетка с маркировкой). Сведения о нормативных документах в заявке ООО "МИДАС" отсутствуют.
Аукционная комиссия на основании информации, содержащейся в аукционной документации, проверяет заявки участников, принимает решение о соответствии или несоответствии поданных участниками заявок требованиям документации об электронном аукционе. В данном случае заявка ООО "МИДАС" не соответствует требованиям аукционной документации.
На основании изложенного, аукционной комиссией правомерно отказано ООО "МИДАС" в допуске к участию в электронном аукционе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из материалов дела, заказчиком осуществляется закупка продукции животноводства. В спецификации (Приложение N 1) содержатся характеристики требуемого товара.
Так, в пункте 2 спецификации (Приложение N 1) заказчиком в качестве максимальных и (или) минимальных показателей установлены сведения о нормативных документах: ГОСТ или ТУ (участник указывает в заявке данные ГОСТ (ТУ) в полном объеме с цифровым обозначением. Допускается указание: 1. Нескольких ГОСТ; 2. ГОСТ (-ы) и ТУ; 3. ТУ). При этом в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 значение характеристики "Сведения о нормативных документах": "Техрегламент ТР ТС 034/2013" содержится в столбце "Показатели, которые не могут изменяться". В соответствии с требованиями аукционной документации характеристики из столбца "показатели, которые не могут изменяться" указываются участником в соответствии с установленными значениями.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, в котором устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таким образом, требования технического регламента в части качества и безопасности закупаемой продукции имеют обязательный характер применения.
Тогда как согласно пункту 1 Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, которые в соответствии со статьей 12 Закона о техническом регулировании имеют добровольный характер применения.
Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
Технические условия разрабатываются на одно конкретное изделие, материал, вещество. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям законодательства Российской Федерации, распространяющиеся на данную продукцию.
Технические условия и стандарты в соответствии с законом о техническом регулировании не являются обязательными для выпуска продукции.
Следовательно, хозяйствующие субъекты обязаны при осуществлении своей деятельности руководствоваться только требованиями Технического регламента, тогда как применение ГОСТов, ТУ носит добровольный характер.
Обращение на территории Российской Федерации мясной продукции регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68.
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом "а", "б" пункта 2 части I Технического регламента продукты убоя и мясная продукция, процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции относятся к объектам технического регулирования указанного Технического регламента.
Под мясной продукцией понимается пищевая продукция, изготовленная путем переработки (обработки) продуктов убоя, без использования или с использованием ингредиентов животного и (или) растительного, и (или) минерального, и (или) микробиологического, и (или) искусственного происхождения.
Продукт убоя представляет собой непереработанную пищевую продукцию животного происхождения, полученную в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемую для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включающую мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье.
В приложении N 1 Технического регламента содержатся микробиологические нормативы безопасности продуктов убоя и мясной продукции.
Согласно пункту 14 части V Технического регламента продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Вместе с тем, в спецификации в отношении закупаемого заказчиком мяса говядины установлены положения о соответствии товара как указанному Техническому регламенту так и ГОСТ, ТУ, требования которых не являются обязательными, и носят добровольный характер применения.
Кроме того, исходя из информации, содержащейся в пункте 4 спецификации, не представляется возможным установить, какой именно ГОСТ (ТУ) необходимо указать участнику в заявке, что свидетельствует о неопределенности потребностей заказчика и может привести к ненадлежащему оформлению заявок на участие в аукционе, а также к необоснованному допуску либо отказу в допуске на участие в аукционе.
Также технический регламент, ГОСТ, ТУ представляют собой нормативные документы и не являются максимальными и (или) минимальными показателями, которые характеризуют физические свойства товара и которые возможно конкретизировать в соответствии с требованиями документации о закупке.
В пункте 4 спецификации в качестве максимального и (или) минимального показателя товара указан вес мяса говядины: "Не менее 50 кг, не более 80 кг".
Как следует из пояснений представителей ООО "МИДАС", участнику не представляется возможным указать в заявке конкретный вес предлагаемых к поставке четвертин мяса. Своеобразное анатомо-физиологическое строение животного не позволит разрубить тушу на равные куски с одинаковым весом. Обрез кусков мяса, полученных при разделке туши, может привести к поставке товара, не соответствующего потребности заказчика, и, следовательно, к невозможности исполнения контракта.
Фактически потребности заказчика будет соответствовать любой вес предлагаемого к поставке товара в пределах значений, установленных документацией об электронном аукционе, а также необходимого заказчику общего количества мяса.
Указанный факт представителями заказчика не оспаривается.
Более того, исходя из пояснений представителей ООО "МИДАС", участником гарантируется поставка четвертин мяса говядины в пределах веса, установленного документацией о закупке.
Следует отметить, что в нормативных документах, регулирующих качество, а также производство и выпуск мясной продукции, отсутствуют конкретные значения веса животного. Для разграничения туш, полутуш и четвертин мяса по весу применяются так называемые категории, содержащие пределы веса, по которым осуществляется оценка принадлежности товара к определенной группе. Так, например, в пункте 5.2.9. в таблице 7 ГОСТ Р 54315-2011 указаны следующие категории говядины: низкая (менее 140 кг, класс Д, подкласс 2), удовлетворительная (по массе туш не менее 140 кг, класс Д, подкласс 2), хорошая (по массе туш не менее 175 кг, класс Г, подкласс 1), отличная (по массе туш не менее 205 кг, класс Г, подкласс 1), экстра (по массе туш не менее 240 кг, класс Б, подкласс 1), прима (по массе туш не менее 280 кг, класс А, подкласс 1), супер (по массе туш не менее 315 кг, класс А, подкласс 1).
Данный факт может быть подтвержден результатами электронного аукциона.
Так, в соответствии с материалами дела на участие в аукционе подано три заявки, две из которых отклонены как не соответствующие требованиям аукционной документации. В силу отсутствия возможности указания конкретного веса предлагаемых к поставке четвертин мяса в заявке участника с порядковым номером 2, а также в заявке заявителя прописано диапазонное значение данного показателя товара: "50 - 70 кг", "50 - 80 кг". При этом фактически содержащиеся в заявках участников значения веса соответствуют потребности заказчика. Однако в связи с формальным несоответствием указанной информации требованиям документации о закупке, участникам с порядковыми номерами 2, 3 отказано в допуске к участию в аукционе.
Таким образом, описание объекта закупки не носит объективного характера, что не позволяет участникам надлежащим образом оформить заявки и предложить к поставке товар, соответствующий потребности заказчика, в нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "МИДАС" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 15-17277Э на поставку продукции животноводства (извещение N 0169300000115005398) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2015 г. N 696-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2015