Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2015 г. N 703-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "УРАЛСТРОЙРЕСУРС", в присутствии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 09.04.2015;
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании служебного удостоверения;
- представителя ООО "УРАЛСТРОЙРЕСУРС", действующего на основании доверенности N 4 от 21.11.2015;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Ерал - Муратовка - Илек - Малояз, участок км 24 - км 30 (извещение N 0169200003615000105) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 17.09.2015 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 250 699,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.10.2015 08:30.
На момент рассмотрения жалобы ООО "УРАЛСТРОЙРЕСУРС" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы аукционной комиссией неправомерно отклонена заявка заявителя по той причине, что участником закупки представлены документы, подтверждающие опыт выполнения работ по ремонту автомобильной дороги Новоеткульский - Клубовка, участок км 13,06 - км 21,21; Уйское - Фоминский, участки км 0,0 - км 2,0; км 4,0 - км 7,0; км 10,0 - км 12,0; Белоносово - Александровка, участки км 0,0 - км 6,0, относящихся к той же группе работ, которая определена в аукционной документации.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Заказчиком дополнительное требование к участникам закупки, регламентируемое Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление), установлено во исполнение частей 2, 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом участник закупки должен представить в составе второй части заявки документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению.
Вместе с тем, заявитель в составе второй части заявки представил документы, подтверждающие опыт выполнения работ по ремонту автомобильной дороги, что не соответствует требованиям документации об аукционе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При этом, в Приложении N1 к Постановлению установлены как дополнительные требования к участнику закупки, так и документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям.
Таким образом, из буквального толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что предоставление в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также Постановлением, необходимо только в том случае, если это прямо следует из положений документации об аукционе.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.10.2015 (далее - протокол) заявка заявителя (порядковый номер заявки 3) признана несоответствующей требованиям документации об аукционе в виду представления в составе второй части заявки копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, не соответствующих Постановлению.
В соответствии с пунктом 16 информационной карты документации об аукционе установлены требования к участнику закупки по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится аукцион.
В пункте 24 информационной карты документации об аукционе установлены требования к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контракта с учетом требований пункта 16 информационной карты документации об аукционе, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в документации об аукционе, соответствуют положениям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также Постановлению, что позволяет аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявки как в соответствии с требованиями документации об аукционе, так и с учетом норм действующего законодательства.
Согласно пункту 16 информационной карты наличие опыта исполнения контракта подтверждается выполнением соответствующих работ строительных, при этом "соответствующими работами" являются работы, относящиеся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
В соответствии с извещением о проведении закупки заказчиком определена группа по ОКПД - 45.23 - "работы общестроительные по строительству автомобильных дорог, железных дорог, аэродромов и спортивных сооружений".
Таким образом, опыт исполнения контракта должен быть подтвержден выполнением работ, которые относятся к группе работ, определенных заказчиком в извещении о проведении закупки, то есть "45.23".
Вместе с тем, помимо отнесения работ, которыми участник закупки подтверждает свой опыт исполнения контракта, к группе работ по ОКДП, указанной в извещении об аукционе, обязательным критерием является характер, указанных работ, а именно: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, установленный пунктом 16 информационной карты документации об аукционе, а также Примечанием к Приложению N 1 Постановления.
В составе второй части заявки ООО "УРАЛСТРОЙРЕСУРС" представлен контракт N 2014 316885/110д от 30.10.2014 по ремонту автомобильных дорог Новоеткульский - Клубовка, участок км 13,06 - км 21,21; Уйское - Фоминский, участки км 0,0 - км 2,0; км 4,0 - км 7,0; км 10,0 - км 12,0; Белоносово - Александровка, участки км 0,0 - км 6,0.
Из актов о приемки выполненных работ от 14.11.2014, 26.11.2014, 28.11.2014 следует, что в объем ремонта автомобильных работ входит исправление профиля существующего покрытия с добавлением щебеночно-песчаной смеси; восстановление покрытия серповидного профиля отсевом дробления.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (далее - Приказ) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 5 раздела 3 Приказа укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия относится к работам по ремонту автомобильных дорог.
Таким образом, исходя из содержания конкретных видов работ, подлежащих выполнению, следует, что в рамках государственного контракта, представленного обществом, выполнялись работы по ремонту объекта капитального строительства, то есть указанный опыт выполнения работ не отвечает критерию "сопоставимости", так как не позволяет сделать вывод об отнесении указанных работ к строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что свидетельствует о правомерном признании заявки общества, не соответствующей требованиям документации об аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие аукционной комиссией решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, с учетом части 1 статьи 69, пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признание заявки заявителя, не соответствующей требованиям документации об аукционе, является обоснованным ввиду предоставления обществом документов, подтверждающих опыт выполнения работ, не соответствующих как требованиям документации об аукционе, так и требованиям Постановления.
Доводы заявителя о том, что антимонопольным органом ранее выражена позиция, согласно которой опыт выполнения работ подтверждается только на основании отнесения работ к коду ОКПД, указанному в извещении, не могут быть приняты во внимание, так как при принятии решения Комиссия антимонопольного органа исходит из конкретных обстоятельств дела, представленных сторонами доказательств, руководствуясь требованиями законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "УРАЛСТРОЙРЕСУРС" на действия аукционной комиссии необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2015 г. N 703-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2015