Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2015 г. N 709-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Каслидорстрой" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог, придорожных территорий общего пользования местного значения в пределах границ Верхнеуфалейского городского округа (изв. N 0169300027115000267) в присутствии:
представителей Администрации Верхнеуфалейского городского округа (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 21.10.2015 N 480-15,
в отсутствие:
представителей ООО "Каслидорстрой" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.10.2015 поступила жалоба ООО "Каслидорстрой" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог, придорожных территорий общего пользования местного значения в пределах границ Верхнеуфалейского городского округа (изв. N 0169300027115000267) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Администрация Верхнеуфалейского городского округа 14.10.2015 объявила о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 949 862 рубля 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 22.10.2015 в 07:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в проекте контракта установлен дополнительный штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком предусмотренных контрактом обязательств в нарушение законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения и на Комиссии указал следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована с учетом действующего законодательства о контрактной системе, гражданского законодательства, а также потребности заказчика.
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Исходя из содержания частей 5, 6 статьи 34 Закона о контрактной системе за просрочку исполнения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренных контрактом обязательств начисляется пеня. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу частей 6, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 4, 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В разделе 7 проекта контракта в рамках действующего законодательства о контрактной системе установлены пеня за просрочку исполнения заказчиком и подрядчиком предусмотренных контрактом обязательств, а также штрафы за неисполнение либо ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств по контракту.
Однако в пунктах 7.6., 7.7. проекта контракта указано, что в случае неисполнения или просрочки исполнения повторной заявки Заказчика, Заказчик вправе начислить Подрядчику штраф в размере 1% цены контракта за каждый случай неисполнения или просрочки исполнения повторной заявки Заказчика, что составляет______ руб.
В случае непредставления Подрядчиком документа, подтверждающего полномочия уполномоченного представителя Подрядчика, согласно п.4.1.1., Заказчик вправе начислить штраф в размере 1% цены контракта, что составляет ______ руб.
Однако начисляемые подрядчику дополнительные штрафы не предусмотрены действующим законом о контрактной системе.
По мнению представителей Администрации Верхнеуфалейского городского округа, заказчик на основании предусмотренного гражданским законодательством принципа свободы договора вправе установить в контракте подрядчику дополнительные санкции, не зафиксированные в законодательстве о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского Кодекса РФ).
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В данном случае содержащиеся в статье 34 Закона о контрактной системе правила начисления пени и штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, являются императивными и не предусматривают возможности выбора субъектом определенной модели поведения, в том числе установления заказчиком дополнительных штрафных санкций.
Таким образом, указание в проекте контракта на дополнительные штрафы, начисляемые подрядчику в размере 1% за непредставление документа, подтверждающего полномочия уполномоченного представителя подрядчика, а также за просрочку либо неисполнение повторной заявки заказчика, является необоснованным и противоречит части 4, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик в извещении об осуществлении закупки не установил единые требования к участникам по части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не указал исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены в составе заявки в качестве подтверждения соответствия участника требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Ссылка заказчика на аукционную документацию без указания на ее конкретный раздел, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, не является надлежащим исполнением обязанности по установлению единых требований к участникам закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Каслидорстрой" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог, придорожных территорий общего пользования местного значения в пределах границ Верхнеуфалейского городского округа (изв. N 0169300027115000267) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований части 5 статьи 31, части 4, части 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.С. Субботина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 октября 2015 г. N 709-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2015