Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 октября 2015 г. N 725-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО ФК "Фармакоппола" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (антибиотики) (изв. N0369300068715000100) в присутствии представителя Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Центральная городская больница", действующего на основании доверенности N779 от 18.08.2015, в отсутствие представителя ООО ФК "Фармакоппола", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО ФК "Фармакоппола" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (антибиотики) (изв. N0369300068715000100) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Центральная городская больница" (далее - заказчик), объявило о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (антибиотики) путем опубликования 05.10.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300068715000100 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 687 670 рублей 45 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 13.07.2015 в 07 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на поставку лекарственных средств (антибиотики) по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО ФК "Фармакоппола", поскольку в поданной заявке содержатся достоверные сведения, соответствующие требованиям документации о закупке, изложенные с учетом функциональных и технических характеристик поставляемого товара.
На заседание Комиссии представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
Аукционная комиссия на основании пункта 1 статьи 67 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок сверяет их на соответствие спецификации. Лекарственные средства сверяются по международному непатентованному наименованию (далее - МНН), лекарственной форме и дозировке. В спецификации по позиции N7 указано МНН "Бициллин". Вместе с тем, участником предложено лекарственное средство с МНН "Бензатина бензилпенициллин + Бензилпенициллин прокаина".
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования продублированы и в пункте 17 информационной карты. Кроме того, согласно указанному положению документации о закупке товар, предлагаемый участником должен соответствовать требованиям заказчика к МНН (составу), лекарственной форме, дозировке, количеству единиц в упаковке в соответствии со спецификацией.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению первых частей заявок от 13.10.2015 года и (далее - протокол) на участие в закупке поступило 6 заявок. Участникам с заявками под порядковыми номерами 5,6 в протоколе 1 отказано в допуске к участию в закупке на основании, предусмотренном пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Так причиной отклонения заявки с порядковым номером 5 протоколе послужило следующее: по позициям 2 и 7 указано не соответствующее требованиям документации о закупке МНН (указано МНН по пункту 2 - Ко-тримоксазол (Сульфаметоксазол+Триметоприм), а надо по спецификации - Ко-тримоксазол; по пункту 7- Бензатина бензилпенициллин+Бензилпенициллин прокаина, а надо по спецификации - Бициллин). Участник с порядковым номером 6 в своей заявке также по позиции 7 спецификации указал несоответствующее МНН, а именно Бензатина бензилпенициллин+Бензилпенициллин прокаина, вместо - Бициллин.
Описание объекта закупки содержится в спецификации. Так, по позиции 2 заказчиком указано лекарственное средство с МНН Ко-тримоксазол, по позиции 7 - препарат с МНН Бициллин.
Участник с заявкой под номером 5 в протоколе по указанным позициям предложил к поставке лекарственные средства с МНН Ко-тримоксазол [Сульфаметоксазол+Триметоприм] и Бензатина бензилпенициллин+Бензилпенициллин прокаина. Участник с порядковым номером 6 в протоколе 1 по позиции 7 спецификации указал на препарат с МНН Бензатина бензилпенициллин+Бензилпенициллин прокаина.
Таким образом, представленные заявки содержат предложение о поставке лекарственных средств с иным МНН, не указанным в спецификации, что не соответствует требованиям пункта 17 информационной карты, и в силу пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе является основанием для отклонения данных участников, от дальнейшего участия в аукционе.
Принимая во внимание, что аукционная комиссия проверяет соответствие представленных заявок требованиям документации о закупке, учитывая несоответствие формулировок по МНН в полученных заявках, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе не содержат признаки нарушений законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия, проведя внеплановую проверку определения поставщика, отмечает следующее.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из требований пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Исходя из положений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
2.1. В пункте 16 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) дано определение понятию международное непатентованное наименование лекарственного средства, а именно это наименование действующего вещества фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения.
Таким образом, МНН свидетельствует о наличии действующего вещества в препарате, а, следовательно, характеризует сферу его применения. Торговое название в свою очередь присваивается препарату компанией-производителем при регистрации в конкретной стране.
Каждое лекарственное средство идентифицируется с помощью уникального международно-признанного названия, которое может использовать любой производитель.
Официальным сайтом по размещению информации о лекарственных средствах в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) является сайт государственного реестра лекарственных средств, находящийся по адресу: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx.
Государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, а также информацию о наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования).
Как уже отмечалось ранее в пункте 2 спецификации заказчиком установлено требование о поставке лекарственного средства с МНН Ко-тримоксазол; в пункте 7 - с МНН Бициллин. При этом указано торговое наименование Бисептол 480 и Бициллин-5 соответственно. Согласно государственному реестру лекарственных средств препарату Бисептол 480 соответствует МНН Ко-тримоксазол [Сульфаметоксазол+Триметоприм]; а препарату Бициллин-5 - МНН Бензатина бензилпенициллин+Бензилпенициллин прокаина. Вместе с тем, в спецификации в отношении указанных препаратов содержатся сведения о иных МНН (Ко-тримоксазол, Бициллин).
Кроме того, в государственном реестре лекарственных средств отсутствует информация о препаратах с МНН Ко-тримоксазол, Бициллин.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Более того, данное нарушение привело к отклонению заявок участников закупок, которые указали соответствующее лекарственному препарату МНН, и фактически предложили к поставке необходимый заказчику товар.
2.1. Исходя из системного толкования норм законодательства о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать только те требования к товару, которые влияют на возможность (невозможность) его использования в целях, предусмотренных заказчиком, с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к поставляемому товару.
Использование товарных знаков при описании объекта закупки, а также иных требований к товару, ограничивающих количество участников закупки, является незаконным и нарушает права и интересы участников закупки.
Заказчиком в спецификации по каждой позиции указаны сведения в отношении торгового наименования лекарственного средства: Амоксиклав, Бисептол 480, Клотримазол, Флуконазол и т.д. Информация о торговых наименованиях подтверждается, в том числе сведениями из государственного реестра лекарственных средств.
Таким образом, описание объекта закупки не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна включать в себя, в том числе информацию, указанную в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещение об осуществлении закупки включаются сведения об установленных ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом в силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Данные условия допуска предусмотрены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
Согласно пункту 1 Приказа N 155 сфера действия данного приказа распространяется, в том числе на препараты фармацевтические, продукты медицинские химические и продукты лекарственные растительные.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа.
Извещение, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержит информацию об установленных условиях допуска участия в определении поставщика в соответствии с положениями Приказа N 155.
Вместе с тем, в пункте 12 информационной карты документации о указано, что запреты, ограничения, условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной о контрактной системе документация о закупке не содержит сведений о применении преференций в порядке, предусмотренном Приказом N155.
4. В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает два вида обеспечения исполнения контракта: в форме банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Вместе с тем, заказчиком в пункте 6.1 проекта контракта предусмотрено обеспечение исполнения контракта в виде предоставления залога денежных средств, что не соответствует части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
При этом, следует отметить, что статья 70 Закона о контрактной системе, предусматривающая порядок заключения контракта, не содержит возможности вносить в проект контракта изменения, а также сведения не предусмотренные частью 2 указанной статьи.
Таким образом, заказчиком в нарушение, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе опубликован в составе документации проект контракта, несоответствующий требованиям законодательства о контрактной системе, что может привести к нарушению порядка заключения контракта, предусмотренного частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
5. Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке приложено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, согласно которому заказчик в качестве способа определения начальной (максимальной) цены контракта использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Вместе с тем, таблица с обоснованием НМЦК не содержит указания на источники, которые использовались в качестве обоснования НМЦК.
В качестве источника информации указано следующее: источник N 1 запрос цен в ЕИС; источник N 2 запрос цен в ЕИС; источник N 3 запрос цен в ЕИС. Вместе с тем, из данной информации невозможно сделать вывод об источнике.
На заседание Комиссии представителем заказчика даны пояснения, согласно которым в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта использовалась информация с различных сайтов сети "Интернет". В доказательство представлены скриншоты с указанных страниц. Вместе с тем, данные страницы обладают уникальным адресом, позволяющим идентифицировать сайт. Пройдя на указанный адрес можно ознакомиться в общем доступе с наличием той или иной информацией.
Вместе с тем, информация об источнике, в том числе ссылка на адрес сайта заказчиком в документации о закупке не указана. В связи с чем проверить соблюдение заказчиком требований законодательства о контрактной системе при расчете (начальной) максимальной цены контракта не представляется возможным.
6. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, информация о которых указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное требование о необходимости установления в документации о закупке (извещении о закупке) условий о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 10 следующего содержания: "10) участник закупки не является офшорной компанией." Указанные изменения вступили в силу с 13.08.2015.
Вместе с тем, документация о закупке не содержит требования к участникам закупки о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 3 статьи 64, пункт 10 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ФК "Фармакоппола" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (антибиотики) (изв. N0369300068715000100) необоснованными.
2. Признать в действия заказчика нарушение частей 1, 3 статьи 64, пунктов 1,6 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8, части 3 статьи 96, пункта 10 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии К.А. Долгополова
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 октября 2015 г. N 725-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2015