Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 ноября 2015 г. N 743-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Челябинской области (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) - 70 единиц (извещение N 0169300000115005298) (далее - Конкурс), в присутствии:
представителей Муниципального казенного учреждения "Автохозяйство" (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей от 27.02.2015 N 57, 30.10.2015;
представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 07.09.2015;
представителей САО "ВСК" (далее - Заинтересованное лицо), действующих на основании доверенностей от 22.01.2015;
представителя ООО "Росгосстрах", действующего на основании доверенности от 30.07.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 29.10.2015 поступила жалоба ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" на действия конкурсной комиссии при проведении рассматриваемого Конкурса, объявленного Заказчиком и Уполномоченным органом путем опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 23.09.2015 извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации (с изменениями от 08.10.2015).
Начальная (максимальная) цена контракта - 778 267 рублей 45 копеек.
По состоянию на 05.11.2015 контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен, заключение контракта по Конкурсу в части подписания контракта заказчиком приостановлено на основании требования антимонопольного органа.
Из содержания жалобы следует, что Заявитель не согласен с действиями конкурсной комиссии по допуску к участию в Конкурсе САО "ВСК".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии Челябинского УФАС России доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что действия конкурсной комиссии противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку САО "ВСК" дополнило заявку в части предложения об условиях исполнения контракта ранее отсутствовавшей в заявке информацией о действующих нормативных правовых актах в области страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Заинтересованного лица с доводами жалобы не согласились, пояснили, что действия конкурсной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и конкурсной документации, поскольку сведения о действующих правовых актах содержались как в первоначальной поданной заявке, так и в изменениях к заявке.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Пунктом 15 Информационной карты конкурсной документации (часть 1) определено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса заполняется по форме (приложение N 2 документации об открытом конкурсе) и в соответствии с инструкцией.
Инструкцией по заполнению заявки на участи в Конкурсе регламентировано следующее содержание предложения участника открытого конкурса: "Форма предложения участника открытого конкурса (приложение N 2 к документации об открытом конкурсе) состоит из двух частей.
Первая часть предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки предусматривает предложение по критериям и подкритериям, установленным документацией (пункт 12 части 2 информационной карты открытого конкурса) для осуществления оценки заявки. Непредставление сведений в отношении критериев и подкритериев не является основанием для признания заявки участника ненадлежащей.
В случае не указания участником открытого конкурса предложений по критериям и (или) подкритериям для оценки по данным критериям (подкритериям) будет приниматься значение равное нулю.
Вторая часть предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки должна содержать описание объекта закупки в соответствии с приложением N1 к документации об открытом конкурсе, данное описание должно содержать сведения об объеме, качестве услуг и должно в полной мере (в объеме информации указанной в приложении N1 к документации), определять соответствие требованиям заказчика".
До внесения изменений Заказчиком в конкурсную документацию Техническое задание (Приложение N 1 к документации об открытом конкурсе) содержало требование о том, что "качество страхования гражданской ответственности (ОСАГО) должно соответствовать правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739".
После внесения изменений в конкурсную документацию Заказчик изложил указанное требование в следующей редакции: "Качество страхования гражданской ответственности (ОСАГО) должно соответствовать правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Положением Центрального Банка России от 19.09.2014 г. N 431-П, Указанием Центрального Банка России от 19.09.2014 N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 23.10.2015 на участие в Конкурсе поступило четыре заявки от САО "ВСК" (24.09.2015 08:30), ОАО "АльфаСтрахование" (24.09.2015 08:31), ООО "Росгосстрах" (01.10.2015 в 16:08), АО "СОГАЗ" (14.10.2015 14:38).
Решением конкурсной комиссии, отраженным в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 23.10.2015, ОАО "АльфаСтрахование" и АО "СОГАЗ" отказано в допуске к участию в Конкурсе, Победителем Конкурса признано САО "ВСК" с ценой предложения 648 676 рублей 71 копейка.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявки САО "ВСК", требования конкурсной документации к содержанию, составу, оформлению заявки на участие в Конкурсе, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 23.10.2015, приходит к выводу о соответствии действий конкурсной комиссии требованиям части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Так, в силу статьи 43 Закона о контрактной системе участник конкурса вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона о контрактной системе. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Аналогичные права участника закупки установлены Заказчиком в пункте 22 Информационной карты конкурсной документации.
САО "ВСК" в заявке на участие в Конкурсе в предложении в отношении объекта закупки указано следующее: "Качество страхования гражданской ответственности (ОСАГО) будет соответствовать правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739; Положению Центрального банка Российской Федерации N 431-П от 19.09.2014 "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанию Центрального Банка России от 19.09.2014 N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
САО "ВСК" 09.10.2015 в 08:33 представлены изменения к заявке, поданной 24.09.2015 в 08:30, в котором содержалось предложение в отношении объекта закупки, включающее следующие сведения о качестве услуг: "Качество страхования гражданской ответственности (ОСАГО) будет соответствовать правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Положением Центрального банка Российской Федерации N 431-П от 19.09.2014 "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанием Центрального Банка России от 19.09.2014 N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Таким образом, САО "ВСК" воспользовалось правом, предусмотренным статьей 43 Закона о контрактной системе, внесло изменения в заявку, дополнение заявки ранее отсутствовавшими в заявке сведениями участником конкурса не производилось.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика и Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" предусмотрен такой случай, как заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
В нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта и документации о закупке отсутствуют формула цены и максимальное значение цены контракта.
3. В силу части 1 статьи 34, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Часть 2 статьи 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Указанный контракт должен содержать все условия исполнения контракта, установленные конкурсной документации.
Пунктом 3.5 Информационной карты конкурсной документации (часть 2) установлены следующие сроки оказания услуг: "По пунктам:
N56-57 03.11.2015-02.11.2016 (2а/м)
N1-54 27.12.2015-26.12.2016 (54а/м)
N59,N69 27.02.2016-26.02.2017(2а/м)
N64-67 14.05.2016-13.05.2017(4а/м)
N70 13.01.2016-12.01.2017(1а/м)
N58 28.01.2016-27.01.2017(1а/м)
N55 29.01.2016-28.01.2017(1а/м)
N61 04.02.2016-03.02.2017(1а/м)
N60 11.03.2016-10.03.2017(1а/м)
N62 16.02.2016-15.02.2017(1а/м)
N68 19.06.2016-18.06.2017(1а/м)
N63 19.02.2016-18.02.2017(1а/м)".
Пунктом 6.3 проекта контракта предусмотрено, что "Страхователь оплачивает стоимость услуг, указанную в п.п. 6.1. в следующем порядке: в течение 10 рабочих дней с момента получения счета на оплату страховой премии, счет на оплату страховой премии должен быть предоставлен Страховщиком Страхователю не позднее 10 рабочих дней до начала срока действия страховых полисов по каждому транспортному средству".
Вместе с тем, проекта контракта не содержит сроки оказания услуг, установленные Заказчиком в пункте 3.5 Информационной карты конкурсной документации (часть 2), что не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, в может привести к заключению контракта не на условиях конкурсной документации и нарушению Заказчиком части 1 статьи 34, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение пункта 1 части 3 статьи 49, пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса отсутствует порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к банковской гарантии, предусмотренные частью 3 статьи 96, статьей 45 Закона о контрактной системе.
5. Частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Из содержания пунктов 3.1, 3.2 Информационной карты конкурсной документации следует, что объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Приложением N 1 к документации об открытом конкурсе.
Как следует из пункта 1 мотивировочной части настоящего решения Заказчик 08.10.2015 внес изменения в Приложение N 1 к документации об открытом конкурсе, исключив из него требования к качеству услуг по "правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739" и включив по "правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Положением Центрального Банка России от 19.09.2014 г. N 431-П, Указанием Центрального Банка России от 19.09.2014 N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе изменен объект закупки в части требований к качеству услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не повлияло на выбор Победителя Конкурса, поскольку САО "ВСК" предприняло меры для подачи заявки с указанием в предложении об объекте закупки действующих нормативных правовых актов.
Исходя из изложенного, информации, представленной сторонами, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" на действия конкурсной комиссии необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 34, пункта 1 части 1, частей 2, 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 3 статьи 49, пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 ноября 2015 г. N 743-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2015