Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 ноября 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 11.11.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 16.11.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. по доверенности Nисх-4032-14/общ от 01.12.10.2014;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 01.01.2015.
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" от 03.11.2015 N1604-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт системы отопления "Административное здание "Фонда поколений", расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. К. Маркса, д. 14 (извещение N0187200001715001297) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии, Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В пункте 6.2 Проекта контракта установлен завышенный гарантийный срок: "Гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, материалов и работ устанавливается в размере не менее 24 (двадцати четырех) месяцев с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ".
2. Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, поскольку пункт 11.1 Проекта контракта гласит: "Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания "Сторонами" и действует до полного выполнения "Сторонами" обязательств по настоящему Договору", при этом, подобная формулировка в части сроков, не дает возможности спланировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта.
3. Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие ст.37 Закона о контрактной системе, поскольку пункт 13.2 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (30% от начальной (максимальной) цены Договора), который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может.
4. Установление пунктом 3.5 проекта контракта "разумных сроков" для устранения недостатков может нарушить права Подрядчика, поскольку формулировка "разумные сроки" может предполагать, что Заказчик установит сроки, в рамках которых Подрядчик не успеет устранить выявленные недостатки, в связи с чем, данные правоотношения должны регулироваться двусторонним актом.
5. Пунктом 2.3.11 Проекта контракта установлена обязанность подрядчика: "Убирать из ремонтируемого здания и вывозить за пределы территории объекта строительный мусор, обеспечивать своими силами утилизацию указанного мусора" без информации о конкретном полигоне (объекте), включенного в реестр объектов размещения отходов, на котором будет производиться утилизация мусора.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1) В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт системы отопления "Административное здание "Фонда поколений", расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. К. Маркса, д. 14 (извещение N0187200001715001297) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 16.10.2015.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно пункту 6.2 проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "Гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, материалов и работ устанавливается в размере не менее 24 (двадцати четырех) месяцев с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ. Гарантийный срок на качество оборудования, смонтированного на объекте и материалы, применяемые в работе, начинается с даты подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ и составляет срок, равный гарантийному сроку, предоставляемому изготовителем соответствующего оборудования и материалов.".
Данное требование не противоречит части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
2. Как указывает в своей жалобе Заявитель, Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, поскольку пункт 11.1 Проекта контракта гласит: "Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания "Сторонами" и действует до полного выполнения "Сторонами" обязательств по настоящему Договору", при этом, подобная формулировка в части сроков, не дает возможности спланировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта.
В соответствии с пунктом 2.3.4 проекта контракта Подрядчик обязан выполнить работы в сроки и в объеме установленные в настоящем Договоре, технической документации (сметной документации) и графиком выполнения работ, являющимися неотъемлемой частью Договора (Приложение N 1; 2) и сдать результаты работ "Заказчику" в установленный срок.
Согласно пункта 3.1 проекта контракта "Подрядчик" обязуется выполнить все работы, предусмотренные настоящим Договором в следующие сроки:
Начало выполнения работ: "Подрядчик" приступает к выполнению работ на объекте в день передачи "Заказчиком" объекта.
Окончание выполнения работ: с момента заключения контракта до 21.12.2015 года.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, нарушения законодательства о контрактной системе, в части отсутствия сроков выполнения работ, не установлены.
3. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие ст.37 Закона о контрактной системе, поскольку пункт 13.2 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (30% от начальной (максимальной) цены Договора), который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению и аукционной документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт системы отопления "Административное здание "Фонда поколений", расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. К. Маркса, д. 14 (извещение N0187200001715001297) НМЦК составляет 10 069 320,00 руб., обеспечение исполнения контракта установлено в размере 3 020 796,00 руб., что составляет 30% от НМЦК.
Установление обеспечения исполнения контракта с учетом порога снижения в ходе проведения электронного аукциона, противоречит требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 42 раздела 1 аукционной документации установлены антидемпинговые меры в случае снижения цены контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия Управление пришла к выводу о том, что требование части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком исполнено, нарушений статьи 68 и 95 Закона о контрактной системе не установлено.
4. В соответствии с пунктом 3.5 Проекта контракта, если во время выполнения или приемки работы (этапа работы) станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, "Заказчик" вправе назначить "Подрядчику" разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении "Подрядчиком" в назначенный срок данного требования "Заказчик" вправе потребовать от "Подрядчика" возмещения убытков, расторжения Договора по соглашению Сторон (или принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора). В случае получения отказа "Подрядчика" расторгнуть Договор по соглашению Сторон либо неполучения от "Подрядчика" ответа в срок, указанный в пункте 12.4., "Заказчик" вправе обратиться в суд с требованием о расторжении Договора.
По мнению Заявителя, установление "разумных сроков" для устранения недостатков может нарушить права Подрядчика, поскольку формулировка "разумные сроки" может предполагать, что Заказчик установит сроки, в рамках которых Подрядчик не успеет устранить выявленные недостатки, в связи с чем, данные правоотношения должны регулироваться двусторонним актом.
Статьей 95 Закона о контрактной системе установлены возможные случаи изменения существенных условий контракта по соглашению сторон.
Продление сроков исполнения условий контракта по соглашению сторон в связи с необходимостью устранения недостатков, в случае если во время выполнения или приемки работы (этапа работы) станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
При этом Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Таким образом, установление в проекте контракта порядка заключения сторонами дополнительного соглашения о продлении сроков исполнения контракта, в связи с необходимостью устранения подрядчиком недостатков, законодательством о контрактной системе не предусмотрено.
5. Пунктом 2.3.11 Проекта контракта установлена обязанность подрядчика: "Убирать из ремонтируемого здания и вывозить за пределы территории объекта строительный мусор, обеспечивать своими силами утилизацию указанного мусора".
По мнению Заявителя, аукционная документация должна содержать информацию о конкретном полигоне (объекте), включенном в реестр объектов размещения отходов, на котором будет производиться утилизация мусора.
В доводах жалобы Заявитель ссылается на пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ), согласно которому запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе к существенным условиям государственных (муниципальных) контрактов относятся:
- предмет контракта (п. 1 ст. 432 ГК РФ);
- срок исполнения обязательств по контракту (п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе);
- условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе);
- ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (ч. 4 - 8 ст. 34 Закона о контрактной системе);
- цена контракта (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом о контрактной системе, ни Законом N89-ФЗ не установлено обязательное требование о включении в аукционную документацию информации о полигоне (объекте), внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, доводы Заявителя, в части обязательного содержания в документации о закупке информации о конкретном полигоне (объекте), внесенном в реестр объектов размещения отходов, на котором будет производиться утилизация мусора, не нашли своего подтверждения.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" от 03.11.2015 N1604-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт системы отопления "Административное здание "Фонда поколений", расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. К. Маркса, д. 14 (извещение N0187200001715001297) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер".
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 ноября 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2015