Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 ноября 2015 г. N 03/КА-6059
Резолютивная часть объявлена 13.11.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.11.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" от 06.11.2015 г. N1623-ж на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер" при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по охране стационара (извещение N 0387200006215000086).
установила:
В Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В соответствии с пунктом 20 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копию разрешения на хранение и использование огнестрельного нарезного служебного оружия, по мнению Заявителя, данное требование установлено не законно и ограничивает количество участников.
2. Приложением N 1 к Государственному контракту установлен ряд требований, которые ограничивают количество участников закупки, а именно:
- действующую лицензию нового образца со всеми разрешенными видами услуг на осуществление частной охранной деятельности (7 пунктов);
- действующее разрешение на хранение и использование служебного оружия (копия разрешения на хранение служебного оружия);
- собственную комнату хранения оружия (не арендованную, во избежание исключения рисков расторжения контракта и срыва заключения контракта), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на помещение и актом обследования оружейной комнаты;
- вооруженную служебным нарезным огнестрельным оружием мобильную группу быстрого реагирования, сотрудники которой должны быть обеспечены специальными средствами (наручники, палка резиновая, автомобиль не старше 2013 года выпуска) с предоставлением подтверждающих документов: ПТС на ТС, договор купли-продажи, накладные и счета-фактуры на спец. средства;
- собственную круглосуточную дежурную часть в пределах города, оснащенную телефоном для осуществления оперативного руководства персоналом, а также для оперативного реагирования при возникновении внештатной ситуации и ПЦН (пульт централизованного наблюдения), с документами, подтверждающими право государственной регистрации права собственности на помещение;
- собственную "тревожную" кнопку с выводом на свой пульт централизованного наблюдения (договор подряда не допускается).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по охране стационара (извещение N 0387200006215000086) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 28.09.2015.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 534-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" внесены изменения в часть 3 статьи 3 Закона РФ N2487-1 и пункт 7 изложен в новой редакции: "охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона".
Специальный порядок вступления в силу пункта 7 части 3 статьи 3 Закона РФ N2487-1 не установлен, необходимость внесения изменений в иные нормативные акты Российской Федерации, изменение порядка получения лицензии Федеральным законом от 31.12.2014 N 534-ФЗ не предусмотрены, обязанность по замене лицензий отсутствует.
В соответствии со статьей 11.4 Закона РФ N2487-1 документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, подлежит переоформлению в случае:
1) продления срока действия лицензии;
2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;
3) реорганизации охранной организации;
4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.
Порядок и условия представления документов в органы внутренних для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности установлен статьей 11.3 Закона РФ N2487-1 и Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности", "Положением о лицензировании частной охранной деятельности", "Правилами ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него", "Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)") и по состоянию на 13.11.2015 не изменился.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что переоформление лицензии, в связи с изложением пункта 7 части 3 статьи 3 Закона РФ N2487-1 в новой редакции, не требуется.
Таким образом, Комиссией Управления нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, в части неправомерного установления требования о наличии действующей лицензии нового образца на осуществление частной охранной деятельности не установлено, поскольку в случае наличия у участника закупки действующей лицензии старого образца на осуществление частной охранной деятельности не влечет за собой отклонение заявки участника закупки.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющиеся объектом закупки.
В соответствии с Приложением N 1 к Государственному контракту установлено, что для надлежащего оказания услуг Участник должен иметь:
- действующую лицензию нового образца со всеми разрешенными видами услуг на осуществление частной охранной деятельности (7 пунктов);
- действующее разрешение на хранение и использование служебного оружия (копия разрешения на хранение служебного оружия);
- огнестрельное нарезное служебное оружие (нетравматическое) (подтверждающие документы);
- собственную комнату хранения оружия (не арендованную, во избежание исключения рисков расторжения контракта и срыва заключения контракта), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на помещение и актом обследования оружейной комнаты;
- вооруженную служебным нарезным огнестрельным оружием мобильную группу быстрого реагирования, сотрудники которой должны быть обеспечены специальными средствами (наручники, палка резиновая, автомобиль не старше 2013 года выпуска) с предоставлением подтверждающих документов: ПТС на ТС, договор купли-продажи, накладные и счета-фактуры на спец. средства;
- собственную круглосуточную дежурную часть в пределах города, оснащенную телефоном для осуществления оперативного руководства персоналом, а также для оперативного реагирования при возникновении внештатной ситуации и ПЦН (пульт централизованного наблюдения), с документами, подтверждающими право государственной регистрации права собственности на помещение;
- пассивные средства защиты (бронежилеты, каски), с предоставлением подтверждающих документов;
- собственную "тревожную" кнопку с выводом на свой пульт централизованного наблюдения (договор подряда не допускается, с предоставлением документов на поставку данного оборудования;
- наличие средств для безопасного захвата нарушителя (стреляющее сетью устройство).
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 (ред. от 09.09.2015) "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности", "Положением о лицензировании частной охранной деятельности", "Правилами ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него", "Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)") лицензия на осуществление частной охранной деятельности (далее - лицензия) предоставляется юридическому лицу сроком на 5 лет соответствующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на осуществление действий по лицензированию в этой сфере деятельности (далее - лицензирующие органы).
Согласно пункта 2(1) Постановления N 498 лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", являются:
а) наличие у юридического лица, обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), или юридического лица, имеющего лицензию (далее - лицензиат), уставного капитала, сформированного в соответствии с требованиями статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
б) соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
в) соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
г) соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой - третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
д) соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.
Таким образом, лицензия на осуществление частной охранной деятельности выдается соответствующими подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на осуществление действий по лицензированию, при условии соответствия лица лицензируемым требованиям, установленным Постановлением N498.
Предметом закупки является оказание услуг по охране стационара. Наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, является подтверждением наличия соответствующих знаний, навыков и документов в соответствии с которыми лицензиат может осуществлять вид (виды) охранных услуг.
Кроме того, Заказчиком не была нормативно обоснована потребность о наличии у участника закупки: служебного нарезного огнестрельного оружия, наличия в собственности комнаты хранения оружия, помещения дежурной части, собственную "тревожную" кнопку с выводом на свой пульт централизованного наблюдения, автомобиль не старше 2013 года выпуска.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что не обосновано установленные Заказчиком требования в Приложении N 1 к Государственному контракту нарушают часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку не являются предметом закупки и ограничивают количество участников закупки.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" от 06.11.2015 г. N1623-ж на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер" при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по охране стационара (извещение N 0387200006215000086) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер" нарушение часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер" нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Нижневартовский противотуберкулезный диспансер" обязательное для исполнения предписание.
7. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
8. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и площадке электронного оператора ЗАО "Сбербанк - АСТ".
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 ноября 2015 г. N 03/КА-6059
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2015