Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 октября 2015 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 21.10.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 26.10.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Точиев Б.Б. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп" от 14.10.2015 N1493-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС г. Пыть-Ях" при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт здания центра детского творчества (закупка N0187300019415000362) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Аукционная документация устанавливает противоречивые требования к участникам. В пункте 17 Информационной карты указано: "в настоящем электронном аукционе, за исключением случая проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя".
Однако пункт 23 Информационной карты содержит требование о наличии у участника действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно п. 2 ст. 47, п. 4 ст. 48, п. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ.
2) Заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд".
3) В пункте 8.6.1 Проекта контракта заказчик устанавливает следующее условие относительно срока действия банковской гарантии: "Срок действия обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии - со дня выдачи банковской гарантии до 01 августа 2017 года. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по Контракту". Одновременно в пункте 14 Проекта контракта указано: "Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 31 июля 2017 года, в отношении расчетов до полного их завершения".
4) В пункте 13 данного технического задания для песка указаны следующие характеристики: "_содержание зерен крупностью св. 5 мм не должно быть более 15% по массе, содержание зерен крупностью менее 0,16 мм не должно быть более 20% по массе, класс песка I/II, содержание пылевидных и глинистых частиц менее 5 % по массе, содержание глины в комках менее 1 % по массе" Согласно действующему ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" регламентируются следующие показатели: содержание зерен крупностью менее 0,16 мм не должно быть более 15% по массе (табл 3), содержание пылевидных и глинистых частиц менее 3 % по массе (табл 4), содержание глины в комках менее 0,5 % по массе (табл 4).
5) В пункте 37 данного технического задания к материалу "кабель силовой" указаны следующие требования: "токопроводящая жила медная или алюминиевая, однопроволочная или многопроволочная, круглой или секторной формы, сечением до 5 мм2, число жил не менее 3, электрическое сопротивление постоянному току 1 км жилы при 20°С не менее 3 Ом".
Согласно регламенту ГОСТ 31996-2012 "КАБЕЛИ СИЛОВЫЕ С ПЛАСТМАССОВОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ НА НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ 0,66; 1 и 3 кВ" используются жилы с номинальным сечением от 1,5мм2. (табл 1), а для них электрическое сопротивление постоянному току 1 км жилы при 20°С не более 12,2 Ом (ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров (табл 3).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1) В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт здания центра детского творчества (закупка N0187300019415000362) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 25.09.2015.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе определено понятие участника закупки: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и такие требования предусмотрены документацией об электронном аукционе.
Документацией об аукционе в электронной форме установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которому участники во второй части заявки должны приложить копию свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.12.2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Таким образом, нарушения Закона о контрактной системе, в части установления противоречивых требований к участникам аукциона, в действиях Заказчика не установлены.
2) По доводу Заявителя о не установлении в аукционной документации требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг) Заказчик письменно пояснил, Заказчиком учтены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" при составлении дефектных ведомостей и проектировании. При составлении технического задания, применены материалы и оборудование с учетом требований энергетической эффективности, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений".
3) В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункта 14.1 проекта контракта Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 31 июля 2017 года, в отношении расчетов до полного их завершения.
В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе пунктом 8.6.1 проекта контракта установлен срок действия обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии - со дня выдачи банковской гарантии до 01 августа 2017 года.
4) Пунктом 13 Перечня материалов, используемых при выполнении работ, установлены характеристики песка: Песок природный для строительных работ должен соответствовать ГОСТ 8736-2014, должен быть средний; крупный, модуль крупности не должен быть менее 2 не должен быть более 3,5. Диапазон плотности зерен должна быть от 2 до 2,8 г/см3, полный остаток на сите N 063 должен быть от 30 % по массе до 65% по массе, содержание зерен крупностью св. 10 мм не должно быть более 5% по массе, содержание зерен крупностью св. 5 мм не должно быть более 15% по массе, содержание зерен крупностью менее 0,16 мм не должно быть более 20% по массе, класс песка I/II, содержание пылевидных и глинистых частиц менее 5 % по массе, содержание глины в комках менее 1 % по массе.
Согласно таблице 3 ГОСТ 8736-2014 содержание зерен крупностью менее 0,16 мм не должно быть более 15% по массе, согласно таблице 4 ГОСТ 8736-2014 содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть менее 3 % по массе, содержание глины в комках должно быть менее 0,5 % по массе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с требованиями пункта 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об электронном аукционе описания объекта закупки с нарушением требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5) Пунктом 37 Перечня материалов, используемых при выполнении работ, установлены характеристики кабеля силового: кабель силовой, должен соответствовать ГОСТ Р 31996-2012,ГОСТ 22483-2012, предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное напряжение 0,66/1 кВ, относительная влажность воздуха при температуре +35°С: в диапазоне до 98%, минимальный радиус изгиба при прокладке: не менее 7,5 наружных диаметров, класс токопроводящей жилы 1 или 2, кабель должен выдерживать в течение 10 минут воздействие постоянного напряжения не более 9,5 кВ, токопроводящая жила медная или алюминиевая, однопроволочная или многопроволочная, круглой или секторной формы, сечением до 5 мм2, число жил не менее 3, электрическое сопротивление постоянному току 1 км жилы при 20°С не менее 3 Ом.
Как указывает Заявитель, согласно регламенту ГОСТ 31996-2012 "КАБЕЛИ СИЛОВЫЕ С ПЛАСТМАССОВОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ НА НОМИНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ 0,66; 1 и 3 кВ" используются жилы с номинальным сечением от 1,5мм2. (табл 1), а для них электрическое сопротивление постоянному току 1 км жилы при 20°С не более 12,2 Ом (ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров (табл 3).
Заказчик письменно пояснил следующее, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В пункте 37 перечня основных материалов, используемых при выполнении работ, согласно ч.2 ст.33 Федерального закона 44-ФЗ, установлены максимальное значение сечения жилы кабеля "до 5 мм2", и минимальное значение электрического сопротивления постоянному току 1 км жилы при 20°С "не менее 3 Ом", удовлетворяющие требованиям Заказчика. Указанные заявителем жалобы показатели сечения жилы и электрического сопротивления жилы соответствуют требованиям установленным в пункте 37 перечня основных материалов, так как сечение 1,5 мм2 находится в установленном Заказчиком требуемом диапазоне с максимальным значением "до 5 мм2", а электрическое сопротивление 12,2 Ом находится в установленном Заказчиком требуемом диапазоне с минимальным значением "не менее 3 Ом".
Изучив доводы сторон, Комиссия управления пришла к выводу, что нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе при описании характеристик кабеля силового, в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" от 14.10.2015 N1493-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС г. Пыть-Ях" при проведении электронного аукциона, предметом которого является капитальный ремонт здания центра детского творчества (закупка N0187300019415000362) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС г. Пыть-Ях" нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС г. Пыть-Ях" нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МКУ "УКС г. Пыть-Ях" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ".
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Точиев Б.Б.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 октября 2015 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2015