Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2016 г. N 44-4906/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N60 Пушкинского район" (далее - Заказчик):
Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителей:
ООО "Тендер-Билд" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 28836-ЭП/16 от 16.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений, прилегающей территории, технической эксплуатации зданий и инженерных сетей СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника 60 Пушкинского района" в 2017 году (извещение N 0172200002916000095) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.11.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002916000095. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 474 085,33 рублей.
В жалобе ООО "Тендер-Билд" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки по ряду товаров.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к товарам (расходным материалам, оборудованию и запасным частям), использующимся при оказании услуг" к Техническому заданию документации об аукционе.
Заявитель обжалует неправомерность установления требования "В качестве наполнителя мастики доломиты или талькомагнезит" к товару по позиции 2 "Мастика кровельная".
При этом требование не противоречит Закону о контрактной системе и инструкции по заполнению первой части заявки.
К товару по позиции 7 "Средство для мытья гранитных полов" Заказчиком установлено требование: "Максимальная температура хранения средства минимальное значение °C" без указания требования к значению показателя.
Таким образом, данное требование не позволяет определить действительные потребности Заказчика, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе, данный довод жалобы является обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла при рассмотрении довода в отношении товара по позиции 53 "Лампа люминесцентная" (требование "Класс энергоэфективности минимальное значение В") и 140 "Антибактериальный шампунь для ковров" (требования "Содержание в шампуне анионных ПАВ" и "Степень биологического расщепления входящих в состав шампуня ПАВ").
К товару по позиции 9 "Плитка керамическая" Заказчиком установлено требование "Разнотолщинность: максимальное значение 1 мм".
Согласно п. 1.3.5 ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88) "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия" различие в толщине одной плитки (разнотолщинность) не допускается более 0,5 мм.
Таким образом требование Заказчика относительно данного показателя является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении иных доводов об использовании нестандартных требований к товарам.
Доводы Заявителя о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки при описании требований к товарам 17 "Труба канализационная" и 93 "Гвоздь строительный" признаны Комиссией УФАС необоснованными.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
На участие в закупке были поданы заявки 5 участников, 4 из которых были допущены к участию в электронном аукционе в результате чего снижение начальной (максимальной) цены составило 26,73 %. Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тендер-Билд" обоснованной в части доводов об использовании Заказчиком нестандартных требований при описании требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 декабря 2016 г. N 44-4906/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016