Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2016 г. N 44-4886/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Агентство внешнего транспорта" (далее - Заказчик):;
ООО "Консьержно-сторожевая служба "Рысь" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29320-ЭА/16 от 20.12.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по охране временной специализированной стоянки для хранения судов (далее - конкурс),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 14.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200168316000075. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 117 403,68 рублей.
В жалобе Заявитель указывает, что установленный Заказчиком критерий оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", в рамках которого учитывается общая сумма контрактов и/ или договоров на оказание услуг по охране, противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку, по мнению Заявителя, фактически полученный доход охранного предприятия в период с 01.01.2014 по 30.11.2016 года оценивается как опыт работ.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч .1 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
Наименование критерия |
Значимость критерия |
||||||||
1. Цена контракта |
60 % |
||||||||
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации по показателям:
|
40% |
||||||||
ИТОГО: |
100 % |
||||||||
|
|
Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется по следующему показателю:
"а) опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма.
Наличие у участника опыта оказания услуг, подтверждается предоставлением копий ранее завершенных (исполненных) контрактов (договоров) на оказание услуг по охране за период с 01.01.2014 года по 30.11.2016 года. В расчет не будут приниматься контракты с выявленными нарушениями их исполнения.
Оценка заявок по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг, сопоставимого характера и объёма"
Для оценки заявок по указанному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов:
Стоимость контрактов (договоров), руб. |
Значение в баллах |
От 0 до 30 000 000 |
0 - 25 |
От 30 000 001 до 60 000 000 |
26 - 50 |
От 60 000 001 до 90 000 000 |
51 - 75 |
От 90 000 001 до 120 000 000 и выше |
76-100 |
Значение в баллах по данному показателю рассчитывается в соответствии с п. 24 правил оценки заявок, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085.
а) в случае если , - по формуле:
б) в случае если , - по формуле:
при этом ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя = 0,4.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений.
- предельно необходимое заказчику значение характеристик.
- количество баллов по критерию, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком".
Таким образом, в рамках показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" Заказчиком учитывается суммарная стоимость контрактов на оказание услуг по охране за период с 01.01.2014 года по 30.11.2016 года.
Вместе с тем, в положениях Правил не установлено, какие именно сведения должен оценивать Заказчик (количество контрактов или сумму выполненных контрактов) для того, чтобы определить опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма.
Таким образом, Комиссия УФАС полагает, что Заказчик вправе оценивать суммарную стоимость ранее исполненных контрактов для определения опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, жалоба Заявителя не содержит доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО " Консьержно-сторожевая служба "Рысь" действиями Заказчика.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч .1 ст. 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
Наименование критерия |
Значимость критерия |
||||||||
1. Цена контракта |
60 % |
||||||||
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации по показателям:
|
40% |
||||||||
ИТОГО: |
100 % |
||||||||
|
|
Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется по следующему показателю:
"а) опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма.
Наличие у участника опыта оказания услуг, подтверждается предоставлением копий ранее завершенных (исполненных) контрактов (договоров) на оказание услуг по охране за период с 01.01.2014 года по 30.11.2016 года. В расчет не будут приниматься контракты с выявленными нарушениями их исполнения.
Оценка заявок по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг, сопоставимого характера и объёма"
Для оценки заявок по указанному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов:
Стоимость контрактов (договоров), руб. |
Значение в баллах |
От 0 до 30 000 000 |
0 - 25 |
От 30 000 001 до 60 000 000 |
26 - 50 |
От 60 000 001 до 90 000 000 |
51 - 75 |
От 90 000 001 до 120 000 000 и выше |
76-100 |
Комиссия УФАС полагает, что при установлении в документации о закупке показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки" Заказчику необходимо раскрыть содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указать единицу измерения объема.
Исходя из установленной Заказчиком шкалы оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" для получения максимального балла участнику закупки необходимо представить ранее исполненные контракты за период с 01.01.2014 года по 30.11.2016 года на сумму 120 000 000 рублей и выше.
С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет - 1 117 403,68 рублей, то для получения максимального балла по вышеуказанному показателю, участник закупки должен был исполнить за 1 год 11 месяцев примерно 107 контрактов по оказанию охранных услуг.
Следовательно, сумма исполненных контрактов, необходимая для получения каких- либо баллов по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" превышает начальную максимальную цену контракта в десятки раз, таким образом, данный критерий не является сопоставимым по объему.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч.8 ст.32, п. 9 ч. 1 ст. 50 (п. 27 Правил) Закона о контрактной системе,
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств, свидетельствующих о том, что данное нарушение повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 48, 49, 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Консьержно-сторожевая служба "Рысь" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32 , п. 9 ч. 1 ст. 50 (п. 27 Правил) Закона о контрактной системе.
3 Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2016 г. N 44-4886/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2016