Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2016 г. N 44-4903/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Петроградского района Санкт-Петербург (далее - Уполномоченный орган):
ООО "ПиК" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29432-ЭП/16 от 21.12.2016) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному благоустройству дворов, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200003816000119. Начальная (максимальная) цена контракта - 17 201 300,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.12.2016 N0172200003816000119-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 3) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "В заявке участника предоставлены конкретные показатели товара, не соответствующие требованиям технического задания, установленным аукционной документацией в приложении N 2 к техническому заданию, а именно: - п.3,17,36,55,73 Приложения N2 к Техническому заданию Заявка участника "Предназначен для грунта, накрывки, набрызга ручным способом при выполнении строительных работ", "Норма подвижности по погружению конуса 10 см", Марка по подвижности Пк3" В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки: в случае установления показателей с использованием знака "," без использования уточняющих слов, участники должны выбрать один из представленных вариантов показателей, разделенных знаком ",". Предоставляемые участником электронного аукциона сведения о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в документации об аукционе, не должны сопровождаться следующими уточняющими словами и/или словосочетаниями, и их производными: "должен", "эквивалент", "аналог", "примерно", "или", "может быть", "около", "ориентировочно", "либо", "должен быть". В соответствии с Приложением Б ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" (Требование о соответствии установлено документацией) штукатурные растворы в зависимости от назначения (для грунта, накрывки, набрызга ручным способом) устанавливаются различные требования к марке по подвижности и норме подвижности по погружению конуса.".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Требования к товарам СПб ГКУ "Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) установлены в Приложении N 3 к Техническому заданию.
Например, п. 3 "Раствор строительный цементный" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Предназначен для грунта, накрывки, набрызга ручным способом при выполнении строительных работ. Должен быть тяжелый или легкий. Марочная прочность на сжатие не менее 10 МПа. Прочность на изгиб не менее 2 МПа. Норма подвижности по погружению конуса не более 12 см. Марка по подвижности не менее Пк2. Минимальная водоудерживающая способность не менее 90 %. Состав должен быть: вяжущее цемент и песок в соотношении 1:3. Средняя плотность не менее 1400 кг/м3. Максимальная крупность зерен заполнителя не более 2,5 мм.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "в случае установления показателей с использованием знака "," без использования уточняющих слов, участники должны выбрать один из представленных вариантов показателей, разделенных знаком ",". Под показателями, значения которых не могут изменяться, Заказчиком установлены такие показатели, значения которых участник изменять не в праве: в случае установления показателей знаками или словами, на которые нет указания в настоящей инструкции, то такие показатели участники изменять не в праве; в случае установления показателей со словами "должен быть" и его производных и знака "," участники должны оставить все показатели, указанные через знак "," неизменными, без использования уточняющих слов. Если значение показателя товара является отрицательными значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел.".
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе по п. 3 Приложения N 2 к Техническому заданию представлены, в том числе следующие значения показателей: "Предназначен для грунта, накрывки, набрызга ручным способом при выполнении строительных работ. Должен быть тяжелый или легкий. Норма подвижности по погружению конуса 10 см".
Таким образом, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе представлен показатель предназначения раствора не в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Комиссия УФАС не выявила в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "в случае установления показателей с использованием знака "," без использования уточняющих слов, участники должны выбрать один из представленных вариантов показателей, разделенных знаком ",". Под показателями, значения которых не могут изменяться, Заказчиком установлены такие показатели, значения которых участник изменять не в праве: в случае установления показателей знаками или словами, на которые нет указания в настоящей инструкции, то такие показатели участники изменять не в праве; в случае установления показателей со словами "должен быть" и его производных и знака "," участники должны оставить все показатели, указанные через знак "," неизменными, без использования уточняющих слов. Если значение показателя товара является отрицательными значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел.".
Таким образом, согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в случае установления Заказчиком в документации о закупке требований к конкретным значениям показателей с использованием символа ",", но без использования уточняющих слов, участник закупки должен указать одно значение показателя.
Вместе с тем, Комиссия УФАС установила, что вышеуказанное положение инструкции не позволяет определить, какие слова отнесены Заказчиком к уточняющим. В связи с отсутствием указание на то, какие слова являются уточняющими, инструкция вводит участников закупки в заблуждение при заполнении первой части заявки, так как при наличии уточняющих слов и знака "," участник закупки должен указать все значения.
Согласно доводам Уполномоченного органа инструкция по заполнению первой части заявки позволяет определить, какие слова являются уточняющими.
Согласно инструкции в отношении уточняющих слов Заказчиком установлено следующее положение: "Предоставляемые участником электронного аукциона сведения о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в документации об аукционе, не должны сопровождаться следующими уточняющими словами и/или словосочетаниями, и их производными: "должен", "эквивалент", "аналог", "примерно", "или", "может быть", "около", "ориентировочно", "либо", "должен быть".".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что данное положение инструкции указывает на то, какие уточняющие слова не должны быть указаны в первой части заявки. При этом перечень всех уточняющих слов, с использованием которых Заказчиком установлены требования к конкретным значениям показателей, документация о закупке не содержит.
Следовательно, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволяет заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностью Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПиК" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2016 г. N 44-4903/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2016