Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 декабря 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО ЧОО "Ирбис" (далее - заявитель, Общество) на действия комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов (N закупки 0228100001916000165), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - федерального бюджетного учреждения Центра реабилитации Фонда социального страхования РФ "Вольгинский", , заявителя.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Ирбис" на действия комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов (N закупки 0228100001916000165).
В свое жалобе заявитель указал следующее.
На основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заявка ООО ЧОО "Ирбис" отклонена по следующим причинам: заявка не содержит документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3.3.1.1 раздела 3 части II конкурсной документации и подпунктом "б" пункт 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, участником в составе заявки представлена выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа и распечатанная на бумажном носителе); документы, предусмотренные подпунктом 5 пункта 3.3.1.1 раздела 3 части II конкурсной документации, подпунктом "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно копию устава, участником в составе заявки копия устава представлена не в полном объеме, поскольку частично содержит копии листов устава другого юридического лица.
С данными выводами ООО ЧОО "Ирбис" не согласно по следующим основаниям.
Представленная Обществом выписка из ЕГРЮЛ, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа имеет ту же юридическую силу, что и выписка подписанная собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
Устав принадлежит ООО ЧОО "Ирбис" в полном объеме и не содержит листов устава другого юридического лица. К данному уставу в состав заявки приложены Решение N 1 о создании юридического лица и Решение N 4 о переименовании юридического лица.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Однако в конкурсной документации в разделе "Требования к участнику закупки" установлено требование - наличие в структуре охранного предприятия централизованной дежурной части с круглосуточным режимом работы, территориально размещенной в пределах Петушинского района Владимирской области, что подтверждается копией договора аренды или копией документа, подтверждающей право собственности на помещение или объект.
Данное требование ООО ЧОО "Ирбис" считает влекущим за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе, а также ограничивающее конкуренцию по данной закупки, что в свою очередь является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ООО ЧОО "Ирбис" считает, что предоставленные им документы в полном объёме соответствуют установленным требованиям, а конкурсная документация заказчика составлена с нарушениями действующего законодательства.
В обоснование правомерности действий комиссии и заказчика представители федерального бюджетного учреждения Центра реабилитации Фонда социального страхования РФ "Вольгинский" пояснили следующее.
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.
Выписка из ЕГРЮЛ, сформированная в электронной форме и подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, распечатанная на бумажном носителе не может считаться электронным документом.
Таким образом, представление участником открытого конкурса заказчику выписки из ЕГРЮЛ, сформированной в электронной форме и подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа, в составе заявки на участие в открытом конкурсе на бумажном носителе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно решению N1 от 19.04.2004, представленному заявителем в составе заявки, единственным учредителем принято решение о создании ООО ЧОП "Ирбис".
Решением N4 от 10.08.2009 ООО ЧОП "Ирбис" переименовано в ООО ЧОО "Ирбис".
Вместе с тем, первый лист устава (титульный лист) содержит наименование и регистрационные сведения другого юридического лица: ООО "Андромеда-Владимир", ОГРН 1073327004772.
Согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ, сформированной на сайте Федеральной налоговой службы России с использованием сервиса "Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств", данное юридическое лицо было зарегистрировано в августе 2007 года, в настоящее время является действующим, основным видом деятельности которого является деятельность по предоставлению услуг телефонной связи. Следовательно, данное юридическое лицо не имеет никого отношения к ООО ЧОО "Ирбис".
Таким образом, устав, представленный заявителем в составе заявки, представлен не в полном объеме, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Требования к участнику закупки, указанные в техническом задании о наличии в структуре охранного предприятия централизованной дежурной части в пределах Петушинского района, установлены исходя из потребности заказчику в наличии группы быстрого реагирования, время прибытия которой установлено в пределах 10 минут.
Данная потребность обусловлена спецификой деятельности учреждения. Предметом деятельности учреждения является предоставление услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лицам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На лечение и реабилитацию в учреждение поступают граждане (пациенты) со всех регионов России. При этом каждый имеет свой менталитет, ценностную ориентацию, духовную направленность, образ мышления, модель поведения и в каждом укоренились устойчивые стереотипы и базовые представления об обществе. В связи с этим иногда между пациентами возникают конфликтные ситуации на почве противоположных взглядов, интересов и понимания сути спорного вопроса, что приводит к нарушению общественного порядка. В целях недопущения подобных ситуаций, а также в целях антитеррористической защищенности объекта (так как учреждение является объектом массового скопления людей, в котором проводятся массовые мероприятия), заказчиком установлено данное требование.
Учитывая вышеизложенное, заказчик считает, что действия комиссии по рассмотрению заявок, а также условия конкурсной документации обоснованны и соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
На основании подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Аналогичные требования заказчиком установлены в разделе 3 документации открытого конкурса.
Таким образом, согласно подпункту "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки.
Изучив заявку заявителя, представленную заказчиком, Комиссия установила, что в составе заявки на участие в конкурсе, в числе прочего, представлена копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об ООО ЧОО "Ирбис", полученная в электронной форме и распечатанная на бумажном носителе.
Следовательно, распечатанная на бумажном носителе выписка из ЕГРЮЛ (имеющаяся в заявителя в форме электронного документа), не являющаяся оригиналом документа, ни его заверенной копией, не могла быть принята закупочной комиссии в качестве надлежащего документа.
Следует отметить, что выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, может быть представлена в составе заявки на участие в открытом конкурсе в случае представления такой заявки также в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица).
Аналогичные требования заказчиком установлены в разделе 3 документации открытого конкурса.
Комиссия установила, что в заявке заявителя присутствует устав, титульный лист которого содержит наименование и регистрационные сведения другого юридического лица.
Следовательно, заявка ООО ЧОО "Ирбис" содержит не в полном объеме учредительный документ - устав.
На основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 53 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правомерно отклонила заявку заявителю на участие в конкурсе.
Также Комиссия отмечает, что согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса и конкурсной документацией, дата окончания подачи заявок на участие в данной закупке: 08.12.2016.
Жалоба заявителя подана во Владимирское УФАС России 16.12.2016, то есть по истечении срока, предусмотренного частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок для обжалования положений документации.
На основании изложенного, руководствуясь положениями пункта 3.38 Административного регламента, Комиссия не рассматривает довод заявителя о нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержащихся в положениях конкурсной документации.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией не выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе в сфере закупок, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 13 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из смысла указанных норм следует, что потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований участникам закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие условия исполнения, которые будут иметь существенное значение для оказания услуг. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все потенциальные участники закупки.
Согласно части VI "Техническое задание" конкурсной документации заказчиком установлено требование к участникам закупки о том, что у исполнителя должна быть в наличии в структуре охранного предприятия централизованная дежурная часть с круглосуточным режимом работы, территориально размещенная в пределах Петушинского района Владимирской области, что подтверждается копией договора аренды или копией документа, подтверждающей право собственности на помещение или объект.
Как следует из пояснений заказчика, установление данного требования обусловлено объективными потребностями заказчика, которые основываются необходимостью быстрого реагирования и прибытия охранной организации.
По мнению Комиссии, данное условие не противоречит нормам законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В материалы дела заявителем не представлено объективных, неоспоримых документарных доказательств, свидетельствующих об ограничении количества потенциальных участников закупки и о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, принимая во внимание обстоятельство, что на участие в рассматриваемом открытом конкурсе было подано 4 заявки от участников закупки, одна из которых подана от заявителя.
Таким образом, исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях конкурсной документации нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем сообщаем, что Комиссия Владимирского УФАС по контролю в сфере закупок не уполномочена рассматривать жалобу на соответствие требованиям Федерального закона от 27.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО "Ирбис" на действия комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране объектов (N закупки 0228100001916000165) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2016