Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 декабря 2016 г. N 07-15/2016-295
Дата оглашения решения: 20 декабря 2016 года город Иваново
Дата изготовления решения: 23 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Дербенёвой А.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ООО "Селена" (далее - Заявитель, Общество): Астафьева Андрея Германовича (Решение N1 от 02.06.2014),
БСУСО Ивановской области "Ивановский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик): Сенаторовой Вероники Владимировны (доверенность N 70 от 20.12.2016), Шарыгиной Ирины Юрьевны (доверенность N 69 т 20.12.2016),
УСТАНОВИЛА:
13.12.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "СЕЛЕНА" на действия БСУСО Ивановской области "Ивановский психоневрологический интернат" при проведении запроса котировок на поставку дезинфицирующих средств (извещение N0333200007616000011).
По мнению Заявителя, при формировании извещения о проведении запроса котировок Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В своей жалобе Общество указывает следующие доводы:
1) в спецификации на поставку дезинфицирующих средств, являющейся приложением к извещению о проведении запроса котировок (далее - Спецификация), указаны несвойственные для Заказчика характеристики по области применения приобретаемых товаров;
2) в п. 1 Спецификации не указан объем флакона запрашиваемого дезинфицирующего средства;
3) запрашиваемое Заказчиком дезинфицирующее средство в п. 3 Спецификации "Натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты Na" отсутствует в Реестре свидетельства о государственной регистрации (в рамках ТС ЕврАзЭС);
4) в соответствии с п. 5 и 7 Спецификации совокупности запрашиваемых характеристик соответствует только дезинфицирующее средство "Главмыло", так как Заказчиком установлено требование к цвету жидкого мыла.
Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что с доводами жалобы БСУСО Ивановской области "Ивановский психоневрологический интернат" не согласно, требования к закупаемым дезинфицирующим средствам были составлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
08.12.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0333200007616000011 о проведении запроса котировок на поставку дезинфицирующих средств.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что в Спецификации к закупаемым дезинфицирующим средствам Заказчиком были установлены, в том числе следующие требования:
- средство должно быть предназначено для: предстерилизационной очистки, не совмещенной с дезинфекцией, изделий медицинского назначения (включая хирургические и стоматологические инструменты, жесткие и гибкие эндоскопы, инструменты к ним)_ дезинфекции высокого уровня (ДВУ) эндоскопов;
- средство предназначено для дезинфекции кувезов;
- назначение: текущая и заключительная дезинфекция поверхностей, санитарно-технического оборудования, мебели, посуды, белья, изделий медицинского назначения, в ЛПУ, ДДУ, общественных помещениях;
- средство предназначено для: дезинфекции поверхностей, в том числе оборудования на биотехнологических и фармацевтических предприятиях (кроме помещений класса А - стерильных); объектах коммунального хозяйства (парикмахерских, массажных и косметических салонах, салонах красоты, гостиницах, общежитиях, учреждениях соцобеспечения, банях и др.)_ предприятиях общественного питания и торговли;
- назначение, область применения: для гигиенической обработки рук медицинского персонала, обработки рук хирургов, при приеме родов и контакте с новорожденными детьми в родильных домах, акушерских стационарах, отделениях неонатологиии и прочее.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика не смогли обосновать свою потребность в установлении указанных требований к закупаемому товару. Кроме того, представители Заказчика пояснили, что в БСУСО Ивановской области "Ивановский психоневрологический интернат" отсутствуют эндоскопы, кувезы, косметические салоны, салоны красоты, гостиницы, родильные отделения.
Таким образом, с учетом специфики деятельности Заказчика, в Спецификации установлены излишние требования к назначению дезинфицирующих средств, что носит необъективный характер и нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы является обоснованным.
Второй довод жалобы признан обоснованным ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как было установлено, в п. 1 Спецификации Заказчиком установлено требование к поставке дезинфицирующего средства во флаконах. Однако объем флакона не указан.
Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, невозможно определить количество товара, требуемого к поставке в соответствии с п. 2 Спецификации.
Относительно третьего довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.
Согласно п. 3 Спецификации Заказчику требуется дезинфицирующее средство в виде таблеток цилиндрической формы с фасками у основания, весом до 3 г на основе Натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты Na не менее 90%.
Представитель Общества на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что указание Заказчиком в наименовании данного средства "Na" приводит к невозможности поставки товара, так как средство с таким наименованием отсутствует в Реестре свидетельств о государственной регистрации, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика не представили документы и сведения, свидетельствующие о существовании дезинфицирующего средства на основе натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты Na.
Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необъективности описания дезинфицирующего средства в п. 3 Спецификации, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
В отношении четвертого довода жалобы Общества было установлено следующее.
В п. 5 и 7 Спецификации установлено требование о поставке дезинфицирующего средства (жидкого мыла), которое представляет собой готовую к применению однородную гелеобразную жидкость от бесцветного до зеленого цвета с запахом применяемой отдушки.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя уточнил, что данный довод жалобы указывает на незаконное установление излишнего требования к цвету жидкого мыла.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что другие цвета дезинфицирующего средства (жидкого мыла) приводят к образованию аллергических реакций. Однако документально данные сведения представители Заказчика подтвердить не смогли.
Таким образом, по мнению Комиссии Ивановского УФАС России, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к цвету дезинфицирующего средства (жидкого мыла), установленные в п. 5 и 7 Спецификации, являются излишними, необходимость в установлении таких требований Заказчиком не доказана.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СЕЛЕНА" на действия БСУСО Ивановской области "Ивановский психоневрологический интернат" при проведении запроса котировок на поставку дезинфицирующих средств (извещение N0333200007616000011) обоснованной.
2. Признать в действиях БСУСО Ивановской области "Ивановский психоневрологический интернат" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ А.И. Прохорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 декабря 2016 г. N 07-15/2016-295
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016