Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 декабря 2016 г. N 499/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии сторон:
от заявителя - ИП И Ен Дю, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
- Тян Кен Сун, доверенность от 13.03.2014 N 65АА 0369285,
от заказчика - Шафигулина А.Р., доверенность от 14.12.2016;
- Мущенко Т.А., доверенность от 14.12.2016;
- Новикова Е.Ю., доверенность от 14.12.2016;
от уполномоченного органа - Сидорова Н.А., доверенность от 27.10.2016 N Д07-0194;
рассмотрев жалобу И Ен Дю на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой N 31 города Южно-Сахалинска по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по подвозу учащихся МБОУ СОШ N 31 г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000116001808).
УСТАНОВИЛА:
09.12.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба И Ен Дю на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой N 31 города Южно-Сахалинска по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по подвозу учащихся МБОУ СОШ N 31 г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000116001808).
В своем заявлении И Ен Дю указывает, что заказчик установил незаконные требования к автобусам. Данные требования являются ограничивающими участников и разработаны под конкретного участника, который имеет автобус определенной марки. Считает, что заказчик тем самым нарушает положения п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании комиссии индивидуальный предприниматель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии с доводами Заявителя не согласились, просят признать жалобу необоснованной, т.к. в действиях заказчика отсутствует нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу п. 3.32 Административного регламента, рассмотрение дела откладывалось на 16.12.2016 15:00 для представления дополнительных доказательств.
После перерыва Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав представителей заявителя, заказчика и уполномоченного органа, проведя в порядке ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, установила следующее.
28.11.2016 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по подвозу учащихся МБОУ СОШ N 31 г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000116001808).
По окончании срока подачи заявок до 14.12.2016 10:00 подана 1 заявка индивидуального предпринимателя И Ен Дю.
Согласно п. 7 Технического задания установлены следующие технические требования к автобусу для подвоза учащихся:
Автобус должен соответствовать классу экологической опасности: ЕВРО 4. Системы и агрегаты, установленные на автобус, должны сохранять работоспособность и обеспечивать выполнение экологических норм при эксплуатации автобуса по дорогам общего пользования.
Рабочее место водителя должно быть оборудовано цифровым устройством (тахографом) контроля режима труда и отдыха водителя. Устройство должно соответствовать требованиям Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13 февраля 2013 N 36.
Автобус должен быть оснащен двумя дверьми (в т.ч. одна - для аварийного выхода). Передняя дверь должна быть оборудована системой предохранения пассажиров от защемления и блокировкой начала движения при открытой двери.
В автобусе должно быть предусмотрено аварийное открывание дверей, которое обеспечивается снаружи и изнутри автобуса. В автобусе должно быть устройство для извещения водителя звуковым или визуальным сигналом о включении аварийного органа управления.
В автобусе должны быть предусмотрены только места для сидения.
В автобусе должно быть предусмотрено не менее одного сиденья для взрослого пассажира, сопровождающего детей.
Расположение сидений должно позволять взрослым пассажирам осуществлять контроль за детьми во время движения автобуса.
Проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон.
Поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребёнку возможность держаться за них, стоя на дороге у служебной двери или на любой ступеньке.
Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления. Сиденья должны иметь мягкую подушку и спинку с толщиной мягкой вставки 2 см. Эластичность мягкой вставки должна сохраняться на весь период эксплуатации автобуса. На сидениях, расположенных вдоль прохода, должны быть предусмотрены поручни. Обивка сидений автобусов должна быть повышенной прочности.
В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".
Материал покрытия пола автобуса и ступеней должен быть нескользкий. Специализированное покрытие для применения в общественном транспорте должно быть стойким к воздействию различных химических веществ, включая автомобильные масла, бензин, дизельное топливо, с повышенной стойкостью к истиранию. Покрытие должно обладать противоскользящим эффектом.
На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см. и толщиной, не менее 1/10 ее высоты.
Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета.
В автобусе должны быть предусмотрены места для установки не менее двух огнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя.
В автобусе должна быть предусмотрена система пожаротушения: должна быть автоматическая система обнаружения возгорания, оповещения и управления средствами пожаротушения (огнетушащие модули в моторном отсеке; в отсеке предпускового подогревателя один огнетушащий модуль; в кабинете водителя должен быть предусмотрен блок контроля состояния, оповещения и должна быть возможность ручного включения системы пожаротушения).
Автобус должен быть оснащён устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.
Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством, ограничивающим скорость.
Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях (Изменения N 2, утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 29.10.2007 N 277-ст).
Автобус должен быть оснащен техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы) и оборудованы системой для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS., включая датчик расхода топлива.
Автобус должен соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, должен быть допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Автобус должен быть оборудован противоугонным устройством.
Автобус должен быть оснащен микрофоном с выходом на динамики в салоне.
Автобус для перевозки детей должен быть не старше 10 лет с даты выпуска.
Кроме этого, согласно п. 2.2 проекта Контракта автобус для подвоза учащихся должен соответствовать следующим техническим характеристикам:
- В автобусе должны быть предусмотрены только места для сидения.
- В автобусе должно быть предусмотрено не менее одного сиденья для взрослого пассажира, сопровождающего детей.
- Расположение сидений должно позволять взрослым пассажирам осуществлять контроль за детьми во время движения автобуса.
- Проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон.
- Поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребёнку возможность держаться за них, стоя на дороге у служебной двери или на любой ступеньке.
- Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления.
- В каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".
- Материал покрытия пола автобуса и ступеней не должен быть скользким.
- На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной не менее 1/10 ее высоты.
- Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.
- Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета.
- В автобусе должны быть предусмотрены места для установки не менее двух огнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя.
- Автобус должен быть оснащён устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.
- Максимальная скорость автобуса для перевозки детей не должна превышать 60 км/ч. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничивающим скорость.
- Автобус должен быть оборудован устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях (Изменения N 2, утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 29.10.2007 N 277-ст).
- Автобус должен быть оснащен техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы) и оборудованы системой для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS.
- Автобус должен соответствовать по назначению и конструкции, техническим требованиям к перевозкам пассажиров, должен быть допущен к участию в дорожном движении.
Заказчиком установлено, что оказание услуг должно осуществляться с соблюдением:
Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";
Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
Правил дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090;
Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1177;
Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112;
"Методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом", утвержденными руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Г.Г. Онищенко и Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации В.Н. Кирьяновым 21.09.2006;
ГОСТа Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования".
В ходе изучения вышеперечисленных нормативных актов, Комиссия пришла к выводу, что установленные заказчиком требования к автобусам не соответствует требованиям установленным в ГОСТ Р 51160-98, а именно, в п. 7 Технического задания заказчик установил следующие требования:
Автобус должен соответствовать классу экологической опасности: ЕВРО 4. Системы и агрегаты, установленные на автобус, должны сохранять работоспособность и обеспечивать выполнение экологических норм при эксплуатации автобуса по дорогам общего пользования.
В автобусе должно быть предусмотрено аварийное открывание дверей, которое обеспечивается снаружи и изнутри автобуса. В автобусе должно быть устройство для извещения водителя звуковым или визуальным сигналом о включении аварийного органа управления.
Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления. Сиденья должны иметь мягкую подушку и спинку с толщиной мягкой вставки 2 см. Эластичность мягкой вставки должна сохраняться на весь период эксплуатации автобуса. На сидениях, расположенных вдоль прохода, должны быть предусмотрены поручни. Обивка сидений автобусов должна быть повышенной прочности.
Материал покрытия пола автобуса и ступеней должен быть нескользкий. Специализированное покрытие для применения в общественном транспорте должно быть стойким к воздействию различных химических веществ, включая автомобильные масла, бензин, дизельное топливо, с повышенной стойкостью к истиранию. Покрытие должно обладать противоскользящим эффектом.
В автобусе должна быть предусмотрена система пожаротушения: должна быть автоматическая система обнаружения возгорания, оповещения и управления средствами пожаротушения (огнетушащие модули в моторном отсеке; в отсеке предпускового подогревателя один огнетушащий модуль; в кабинете водителя должен быть предусмотрен блок контроля состояния, оповещения и должна быть возможность ручного включения системы пожаротушения).
Автобус должен соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, должен быть допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Автобус должен быть оборудован противоугонным устройством.
Автобус должен быть оснащен микрофоном с выходом на динамики в салоне.
Автобус для перевозки детей должен быть не старше 10 лет с даты выпуска.
По мнению МБОУ СОШ N 31 г. Южно-Сахалинска, толщиной мягкой вставки, спинка сиденья толщиной 2 см позволит обеспечить наибольшую безопасность проезда детей при торможении и поворотах автобуса. Вместе с тем, данные требования отсутствуют в ГОСТ Р 51160-98.
Заказчиком представлено представление Прокуратуры города Южно-Сахалинска от 05.10.2015 (исх. N 7-23-2015), свидетельствующее о том, что в ходе проверки от 10.09.2015, установлено: в целях оказания услуг по подвозу учащихся ИП И Ен Дю используются автобусы не отвечающие требованиям ГОСТ Р 51160-98: М017ЕО65, Х120АН65, М624СЕ65, В911ОУ65, А037НО65, В.079УО65 - материал покрытия пола выполнен из скользкого материала; в автобусах Х201АН65, А037НО65, С145МУ65, М285МС65, М 258НМ65, помимо скользкого пола, проход в автобус не оснащен поручнем с левой стороны.
Согласно письму от 06.11.2015 (исх. N 4637/1) "О рассмотрении представления прокурора об устранении нарушений законодательства", выявленные нарушения были устранены.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Также из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует понимать, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, требования, установленные в п. 7 Технического задания, нарушают п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Относительно довода жалобы И Ен Дю, о том, что дважды указан населенный пункт с. Ключи (понедельник-пятница). Количество детей 15 и 20. Аналогично, дважды повторяются маршруты в с. Новая Деревня - 15 и 16 детей соответственно.
Исходя из вышесказанного, Комиссия пришла к выводу, что данное требование не нарушает нормы Закона о контрактной системе, а является потребностью заказчика.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу И Ен Дю на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой N 31 города Южно-Сахалинска по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по подвозу учащихся МБОУ СОШ N 31 г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000116001808) - обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушившим требования п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, обязательное для исполнения предписание.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии А.Е. Хлебникова
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 декабря 2016 г. N 499/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016