Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 декабря 2016 г. N 507/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей сторон уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" Углегорского муниципального района для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: ""Строительство объекта "Детский сад на 200 мест в г. Углегорске Сахалинской области"" (извещение N 0361300004616000422),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "ПАРУ ГРУП" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" Углегорского муниципального района (далее - Заказчик) для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: ""Строительство объекта "Детский сад на 200 мест в г. Углегорске Сахалинской области"" (извещение N 0361300004616000422) (далее - аукцион).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
По мнению заявителя, Заказчиком нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при размещении извещения об аукционе и утверждении аукционной документации.
В жалобе Заявитель указывает на следующие доводы:
1. Заказчик указал код по ОКДП2, не соответствующий предмету закупки, что является нарушением части 2 статьи 42, статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком допущено нарушение ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком допущено нарушение требований ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
4. В извещении и документации отсутствует информация о том, что банковское сопровождение контракта не требуется.
5. Согласно сведениям, представленным на портале закупок, извещение о проведении аукциона размещено 10.11.2016. Срок начала подачи заявок на участие также установлен как 10.11.2016 и в соответствии с извещением и документацией. Законом о контрактной системе не установлены требования к порядку установления даты начала подачи заявок, поэтому, руководствуясь положениями части 1 статьи 2 закона о контрактной системе, согласно которой законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, обратимся к положениям гражданского законодательства. В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, размещая извещение о проведении электронного аукциона 10.11.2016, началом срока для подачи заявок необходимо считать 11.11.2016. Следовательно, заказчиком при определении сроков допущены формальные нарушения положений гражданского законодательства и связи с этим начало срока подачи запроса о разъяснении документации в соответствии со ст. 65 Закона о контрактной системе следует считать 24.11.2016.
6. При выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком не установил срок действия контракта, при этом какого-либо порядка, позволяющего участнику закупки определить (рассчитать) срок действия банковской гарантии документация об аукционе не содержит.
7. Заказчиком в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, то в случае предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза установленный размер обеспечения исполнения контракта, заказчику при заключении контракта необходимо будет внести изменение в существенное условие контракта, что не предусмотрено нормами Федерального закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные возражения, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами и считает их необоснованными.
1. Правила описания объекта закупки содержаться в ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Технической части аукционной документации, условиями закупки является поставка товара.
Также такой вывод можно сделать исходя из требований к первой части заявки, которые основаны на п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того согласно предмету контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику мебель в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), а Заказчик принять и оплатить Товар.
Заявитель полагает, что в извещении, аукционной документации наименование объекта закупки "Строительство объекта "Детский сад на 200 мест в г. Углегорске Сахалинской области" и объект закупки - поставка мебели вводят в заблуждение участников закупки, препятствуют поиску данной закупки в информационной системе по коду ОКДП2 тем самым ограничивают круг потенциальных участников закупки.
Участвовать в данной закупке может любое физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без какого либо ограничения.
Объект закупки "Строительство объекта "Детский сад на 200 мест в г. Углегорске Сахалинской области" с таким наименованием включена в адресную инвестиционную программу, финансирование из областного бюджета происходит именно по этому наименованию закупки, изменить наименование закупки заказчику нельзя (соглашение N 16/55 от г. прилагается).
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что нарушений Закона о контрактной системе заказчиком не допущено. Наименование объекта закупки "Строительство объекта "Детский сад на 200 мест в г. Углегорске Сахалинской области" не приводит к ограничению количества участников закупки. Описание объекта закупки позволяет определить вид и объем закупки, в частности сделать вывод, что объектом закупки является поставка товара, а не выполнение работ.
2. В соответствии с п.п. 3, 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 26 Информационной карты срок направления запроса о даче разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе с 10.11.2016 по 12.12.2016.
В п. 18 Информационной карты указана дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе до: 10 час. 00 мин. (местного времени) "16" декабря 2016 г.
Таким образом, установленный в документации срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе соответствует требованиям пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия Сахалинского УФАС России признала данный довод необоснованным.
3. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Технической части условиями закупки является поставка товара. При этом указано наименование и характеристики (показатели) поставляемого товара, однако без указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы.
В п. 27 Информационной карты указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, можно сделать вывод, что заказчиком установлено требование к первой части заявки в соответствии с п.п. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
4. Согласно ч. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении указывается информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Статья 35 Закона о контрактной системе устанавливает порядок и определяет случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд.
Постановлением N 963 Правительства РФ от 20.09.2014 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" определены случаи банковского сопровождения, в котором рекомендовано органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет:
не менее 1 млрд, рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;
не менее 5 млрд, рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
Данная закупка не подпадает под эти случаи. В связи с чем, нет необходимости заказчику устанавливать в документации информацию о банковском сопровождении контракта.
Кроме того установление требования о банковском сопровождении является правом Заказчика, а не обязанностью.
На основании изложенного, довод заявителя признается необоснованным.
5. В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного закона, указываются дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что в извещении об аукционе указан срок подачи заявок, а именно, дата и время начала подачи заявок 10.11.2016 17:39; дата и время окончания подачи заявок 16.12.2016 10:00.
Установление такого срока, в том числе, его исчисление не противоречит требованиям ст.ст. 42, 63 Закона о контрактной системе.
Права и законные интересы участников закупки не затронуты, так как порядок и сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, Заказчиком соблюдены.
Кроме того, Комиссия не может согласиться с доводом Заявителя, что началом срока для подачи заявок необходимо считать 11.11.2016, так как данное утверждение основано на собственном убеждении Заявителя и неверном толковании норм действующего законодательства. Заказчик четко определил срок подачи заявок, руководствуясь п. 6 ст. 42, ч.ч. 3, 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод заявителя признается необоснованным.
6. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Понятие срока исполнения контракта Законом о контрактной системе не детализируется.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Банковская гарантия обеспечения исполнения договора оформляется с победителем аукциона на этапе заключения договора, когда определены день окончания выполнения работ подрядчиком и срок действия банковской гарантии.
Что касается срока действия контракта - это понятие не аналогично сроку исполнения обязательств по контракту. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Но даже при наличии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равнозначна дате, когда обязательство должно быть исполнено в соответствии с условиями контракта (ст. 314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обязательства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ).
Согласно ч. 13 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе сроками исполнения обязательств по контракту являются предусмотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта.
В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации в п. 8 Информационной карты указан срок поставки товара "с 01.02.2017 по 31.03.2017".
В п.1 разд. 3 проекта муниципального контракта указано: "Поставка Товара осуществляется в объеме согласно Приложению N 1 к Контракту путем доставки Товара Поставщиком в течение: с 01.02.2017 по 31.03.2017". Конкретная дата окончания поставки товара известна на этапе подачи заявки и прописана в проекте контракте.
В п. 2 разд. 10 проекта муниципального контракта указано: "Срок действия обеспечения муниципального контракта - должен на четыре месяца перекрывать срок действия контракта (по 31.07.2017 года)".
П. 1 разд. 11 проекта муниципального контракта определено: "Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до полного исполнения всех обязательств Сторонами и завершения взаиморасчетов по Контракту".
Срок действия банковской гарантии в проекте контракта определен.
Таким образом, в проекте контракта указаны и сроки поставки товара (сроки исполнения обязательств поставщика) и сроки действия контракта.
7. Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Часть 2 той же нормы гласит, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 1 разд. 10 Проекта контракта размер обеспечения исполнения муниципального контракта - 10 % начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, в сумме 383 023 рубля 35 копеек (Триста восемьдесят три тысячи двадцать три) рубля 35 копеек.
В том же пункте указано, что при снижении цены Контракта ниже начальной (максимальной) на 25 % и более. Поставщик предоставляет информацию, подтверждающую добросовестность, содержащуюся в реестре контрактов, либо размер обеспечения исполнения контракта должен превышать в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об электронном аукционе.
Таким образом, если условия по снижению начальной (максимальной) цены на 25 % и более сбудутся, то участник закупки, с которым заключается контракт, представляет обеспечение исполнения контракта которое превышает в полтора раза.
Учитывая требования п. 1 разд. 10 Проекта контракта возможно определить сумму которая будет превышать в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, необходимо отметить, что требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе не нарушаются.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В п. 30 Информационной карты указано, что сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере: 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 383 023 рубля 35 коп, НДС не облагается.
Также в п. 40 Информационной карты указаны условия предусмотренные ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что условия, предусмотренные п. 1 разд. 10 Проекта контракта не нарушают нормы Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" Углегорского муниципального района для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: ""Строительство объекта "Детский сад на 200 мест в г. Углегорске Сахалинской области"" (извещение N 0361300004616000422) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии А.Е. Хлебникова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 декабря 2016 г. N 507/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016