Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 5 декабря 2016 г. N 2039А-2016
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов комиссии:
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Мамеднебиева А.М. - Начальника отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия МИНИСТЕРСТВА ПО ТУРИЗМУ И НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0103200009816000002 на создание обеспечивающей инфраструктуры туристско - рекреационного комплекса "Золотые дюны" (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
УСТАНОВИЛА:
28.11.2016 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация электронного аукциона не соответствует Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
17.11.2016 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 129 800 000 рублей.
1. Заявитель указывает, что документация об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе не предусматривает предоставление оригинала свидетельства СРО.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из нормы п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, следует, что участнику закупки достаточно представить копию документа, подтверждающего его соответствие требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявка на участие в электронном аукционе подается в форме электронного документа, направляемого в адрес оператора электронной площадки на котором планируется проведение аукциона. В связи с чем, возможность предоставления оригиналов документов при проведении электронного аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО, при этом отсутствует требование, в соответствии с которым данное свидетельство должно быть представлено.
Согласно п. 8 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
При этом, в жалобе Заявителя отсутствуют доводы, свидетельствующие о том, что документация электронного аукциона должна содержать указание на норму законодательства РФ, в соответствии с которым, заказчиком установлено требование предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Заявитель указывает на неправомерность размещения технической части документации об Аукционе в формате, не позволяющем осуществить поиск и копирование фрагмента текста.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Постановлением Правительства Российский Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15 Порядка лингвистические средства единой информационной системы и официального сайта должны обеспечивать участникам единой информационной системы возможность формирования и просмотра в единой информационной системе и на официальном сайте информации и документов на русском языке. Информация и документы в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, может формироваться в единой информационной системе с использованием букв латинского алфавита.
В соответствии с пунктом 17 Порядка при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Комиссией Дагестанского УФАС России установлено, что файлы аукционной документации размещенные в Единой информационной системе доступны для ознакомления.
В Порядке отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность осуществить поиск и копирование части текста.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что Заказчик объединил в одну закупку выполнение различных работ, что нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Аукционной документацией в предмет закупки входит выполнение следующих видов работ, в том числе:
- общестроительных работ;
- работ по водоснабжению;
- работ по электроснабжению;
- работ по газоснабжению.
В связи с объединением в один лот общестроительных работ, с работами по водоснабжению, электроснабжению и газоснабжению начальная (максимальная) цена контракта составила 129 800 000 рублей. Соответственно, в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, а также документации об Аукционе, обеспечение заявки участника закупки составило 6 490 000 рублей, а обеспечение исполнения контракта 12 980 000 рублей, что также влияет на количество участников закупки.
Согласно ст. 8 Закон о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота выражается в вытеснении малых, экономически слабых потенциальных подрядчиков, исполнителей государственных контрактов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении заявки и (или) требование об обеспечении исполнения контракта.
Таким образом, для того чтобы осуществить организацию работ, одному участнику необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы. С учетом того, что такой возможностью обладают не все потенциальные участники, Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в соответствии с которой, наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают ст. 8 Закона о контрактной системе и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, довод жалобы Заявителя обоснован.
5. Заявитель указывает, что Заказчиком по разному указаны юридический и почтовый адрес заказчика.
Вместе с тем, в нарушение требований п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявитель не указывает норму законодательства о контрактной системе, нарушенную Заказчиком указанными действиями, а также отсутствуют доводы жалобы.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
6. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
6.1. Комиссией установлено, что в составе проектной документации Заказчиком размещен файл "Календарный график_Золотые_дюны", согласно которому продолжительность работ составляет 21 месяц.
При этом, согласно Аукционной документации, срок выполнения работ составляет менее 21-го месяца, а именно до 31.05.2017 г.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Следовательно, указанное противоречие документации об Аукционе, свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6.2. Заказчиком в пункте 1 Технического задания документации об Аукционе установлено соответствие "бетона" ГОСТу 26633-2012.
Комиссией установлено, что ГОСТ 26633-2012 заменен на ГОСТ 26633-2015.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, действия Заказчика установившего требование о соответствии товара (материала) ГОСТу утратившему силу нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 3.3.5 документации об Аукционе указано: "Поставляемые товары должны соответствовать действующим на территории РФ ГОСТам. В случае, наличия в настоящей аукционной документации требований о соответствии товаров не действующим ГОСТам, СНиПам, СанПиНам, стандартам участник вправе использовать и предложить в заявке товар в соответствии с действующим ГОСТам, СНиПам, СанПиНам, стандартам и т.д.".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не могло повилять на результат Аукциона.
6.3. Комиссией установлено, что в позиции "Бетон тяжелый" Аукционной документации содержатся следующие показатели, в том числе: "Бетон тяжелый, средней прочности. По морозостойкости: низкой морозостойкости/средней морозостойкости/высокой морозостойкости".
Комиссией установлено, что в соответствии с ГОСТ 26633-2015, отсутствует градация показателя морозостойкости бетона на: "бетон низкой морозостойкости/средней морозостойкости/высокой морозостойкости".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Следовательно, установление показателей товара (материала) отсутствующих в государственных стандартах на соответствующий товар, по мнению Комиссии, нарушает положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение также и по показателям: "По водонепроницаемости: низкой водонепроницаемости/средней водонепроницаемости/высокой водонепроницаемости; Бетон тяжелый, средней прочности".
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона о контрактной системе и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: А.М. Мамеднебиев
К.Д. Гебеков
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 5 декабря 2016 г. N 2039А-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016