Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 декабря 2016 г. N 03-10.1/314-2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Иремель-Фарм" (далее - заявитель, Общество) на действия уполномоченного органа - Министерства здравоохранения Омской области при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона "173012 Поставка лекарственного препарата натрия хлорида" (извещение N 0152200001516000389) для бюджетных учреждений здравоохранения Омской области (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, направившего (вх. N 10077э от 20.12.2016) ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя;
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - <_>;
заказчиков:
БУЗОО "Станция скорой медицинской помощи" - <_>;
БУЗОО "Клинический онкологический диспансер" - <_>;
БУЗОО "Городской клинический перинатальный центр" - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе по подведомственности из ФАС России (исх. N ГЗТУ/6216 от 15.12.2016) поступила (вх. N 9961э от 16.12.2016) жалоба заявителя, согласно которой документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-9260э от 19.12.2016) уполномоченным органом были представлены (вх. N 10070 от 20.12.2016) материалы закупки и письменные возражения на доводы жалобы заявителя.
Из представленных материалов и информации следует, что 25.10.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) уполномоченным органом размещены извещение и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 72573045,43 руб.
28.10.2016, 03.11.2016, 07.11.2016 (2), 10.11.2016 и 29.11.2016 на официальном сайте уполномоченным органом размещены разъяснения положений документации об аукционе.
30.11.2016 на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию об аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок - 16.12.2016 11:00 час.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 20.12.2016 указано, что на участие в аукционе подано пять заявок, двум участникам отказано в допуске к участию в аукционе.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 23.12.2016.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, уполномоченные органы, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 документации об аукционе наименование и описание объекта закупки указаны в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе.
Из жалобы следует: "В Техническом задании по позициям 2,6,8,9 размещена потребность в лекарственном препарате МНН натрия хлорид со следующими характеристиками: "...самоспадающийся полиэтиленовый флакон(бутылка),не содержащий ПВХ, наличие градуировки для обеспечения возможности контроля объёма оставшейся жидкости в течение всего времени проведения инфузии, с двумя отдельными стерильными портами, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется. N 1".
Заказчиком нарушается Закон о контрактной системе, в соответствии с частью 2 статьи 33 которого запрещается включать требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы несколько торговых наименований различных производителей, совпадающих с потребностью заказчика по всем критериям эквивалентности, а именно: основное действующее вещество принадлежит к одной фармацевтической группе; в единице массы объема содержится равное количество основного действующего вещества; по степени безопасности - безопасны; по форме выпуска лекарственного препарата - идентичная форма выпуска лекарственному препарату, запрашиваемому заказчиком; количество упаковок идентично потребности, размещенной заказчиком в техническом задании.
При этом, вид упаковки не влияет на функциональные характеристики товара и не изменяет его потребительских свойств.
Следовательно, включение в лот документации об аукционе данного требования существенно ограничивает доступ субъектов фармацевтического рынка, поставляющих продукцию иных производителей, к участию в аукционах, что ведет к ограничению конкуренции на рынке торговли лекарственными средствами.
Таким образом, Техническое задание содержит требования, ограничивающие конкуренцию потенциальных поставщиков данного сегмента рынка, сужая круг возможных претендентов на участие в данной закупке, тем самым нарушая принцип добросовестной конкуренции, что приведет к необоснованному расходованию бюджетных средств".
В свою очередь, в возражениях уполномоченного органа указано: "Министерство не согласно с данной позицией, т.к. указанные характеристики имеют важнейшее значение для лечебного процесса, подтверждены врачебной практикой и применением лекарственных препаратов.
В Государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано 8 торговых наименований различных производителей, совпадающих с потребностью заказчиков по всем критериям:
1. Б.Браун Мельзунген АГ, Германия
2. ООО "Гематек", Россия
3. ОАО "ЮграФарм", Россия
4. ООО "Ист-Фарм", Россия
5. ООО "Фарма Интернейшинал Компани Россия-СНГ"
6. ООО Фармасинтез-Тюмень, Россия
7. Коргем Фармасьютикалз Прайвит Лимитед, Индия
8. ООО "Гротекс"
Федеральный закон от 5 апреля 2013 ода N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим товарам. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар, необходимый заказчикам, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
В этой связи, учитывая, что лекарственный препарат натрия хлорид с характеристиками, указанными в документации об аукционе, находится в свободном обращении на россйском рынке, объективные причины невозможности его поставки у ООО "Иремель-Фарм" отсуствуют.
Кроме того, в 2016 году проведены три аналогичных аукциона с вышеизложенными характеристиками (извещения N 0152200001516000099, N 0152200001516000352 и N 0152200001516000311).
Все участники были допущены (3-4 на аукцион), снижение начальной (максимальной) цены аукционов составило от 41,5 % до 42 %".
Таким образом, Комиссия делает вывод, что на рынке зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов с МНН натрия хлорида имеются несколько лекарственных препаратов разных производителей с вышеуказанными характеристиками.
Кроме того, в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 указанной статьи к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе Обществом не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия уполномоченного органа и заказчика нарушают его права и законные интересы.
В силу указанного Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Иремель-Фарм" на действия уполномоченного органа - Министерства здравоохранения Омской области при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона "173012 Поставка лекарственного препарата натрия хлорида" (извещение N 0152200001516000389) для бюджетных учреждений здравоохранения Омской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 декабря 2016 г. N 03-10.1/314-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2016