Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 декабря 2016 г. N 03-10.1/316-2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Кусановой Ш.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Медздрав" (далее - Заявитель, Общество) на действия БУЗОО "Клинический диагностический центр" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки "Поставка пробирок для лабораторных исследований" путем проведения электронного аукциона (извещение N0352200044416000144) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9984 от 16.12.2016) поданная до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе жалоба Заявителя на положения документации об аукционе, которые, по его мнению, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
22.12.2016 в 11:56 (вх. N 10151) Заявителем поданы дополнения к жалобе после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (22.12.2016 в 09:00), в которых Заявитель также обжалует положения документации об аукционе.
Комиссия отмечает, что в силу требований части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе указанные дополнения к жалобе не могут быть приняты к рассмотрению.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-9285 от 19.12.2016) Заказчиком были представлены (вх. N 10155 от 22.12.2016) материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу Заявителя.
Из представленных материалов и информации следует, что 06.12.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 14958460 рублей.
Согласно извещению, срок окончания подачи заявок на участие в аукционе 22.12.2016.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 указанной статьи Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, уполномоченный орган, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к объекту закупки были установлены Заказчиком в табличной форме в приложении N 1 "Наименование и описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе (далее также приложение N 1), в котором, в частности по обжалуемым Заявителем позициям указаны следующие товары и их отдельные характеристики, которые, по мнению Общества, прописаны в документации об аукционе неправомерно:
"- Наружная часть крышки представляет собой пластиковый колпачок красного цвета из полиэтилена_;
- Этикетка пробирки бумажная_;
- Для идентификации особых видов исследований (CITO, специфические тесты) необходима поставка маркировочных насадок для пробирок. Расчет потребности: не менее* 1 насадки на 50 пробирок. Насадки должны быть изготовлены из полипропилена. Диаметр не более* 12,6 мм, толщина не менее* 1 мм. На нижней стороне насадок находятся крючки, позволяющие прочно закрепить насадки на крышке пробирки. Цвет маркировочных насадок - розовый или оранжевый. Яркий цвет позволяет легко и быстро выделять отмеченную пробирку. Насадки должны быть полностью совместимы с приобретаемыми пробирками_;
- Для обеспечения автоматизации процесса на этикетке каждой пробирки должен быть нанесён линейный десятизначный штрихкод с алгоритмом кодирования Code 128. Штрих-код должен располагаться ровно вдоль пробирки, а качество печати должно соответствовать международному стандарту CLSI / ISO IEC 15416. Штрих-код должен считываться сканерами штрих-кодов анализаторов и системой сортировки образцов, лабораторной информационной системой (ЛИС), имеющихся у заказчика_".
Из жалобы Общества следует: "В данном описании товара заказчик ссылается на различные ГОСТы, в том числе - ГОСТ ИСО 6710-2011 - КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ СБОРА ОБРАЗЦОВ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ ОДНОРАЗОВЫЕ Технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 53079.4-2008 Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа.
ГОСТ ISO 10993-1-2011 (ГОСТ ISO 10993-1-2011, 10993-5-2011, 10993-10-2011, 10993-11-2011) - Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. В нескольких частях.
ГОСТ 50444-92 ПРИБОРЫ, АППАРАТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИЕ
Общие технические условия.
Причем в нижней части Техзадания заказчик сообщает -
" _ Характеристики, не перечисленные в ГОСТ требуются в соответствии с логистическими и технологическими решениями преаналитического этапа лабораторных исследований и комплексом санитарно-эпидемиологических мер, принятых в ЛПУ Заказчика_ ".
Считаем, что требования Заказчика не входящие в ГОСТы указанные заказчиком являются характеристиками завышенными по отношению к аналогичной продукции - пробиркам вакуумным изготавливаемым и маркируемым в соответствии с указанными им же ГОСТам.
Вся продукция медицинского назначения регистрируемая соответствующими органами на территории РФ, проходит испытания в соответствии с действующими ГОСТами, в том числе указанными Заказчиком. Иных требований к продукции быть не должно, кроме указанных в ГОСТАх.
1. Конкретный цвет крышки по ГОСТу не обязывает производителя иметь крышку определенного цвета, ГОСТ рекомендует маркировать цвет в зависимости от состава наполнителя пробирки и у разных изготовителей он разный, в данном пункте, на пример может быть ЖЕЛТОЙ (см. приложения) значит не должен быть затребован заказчиком конкретно.
2. Материал изготовления этикетки - ГОСТом не регулируется - значит не должен быть затребован заказчиком конкретно.
3. Наличие маркировочных насадок для пробирок. Расчет потребности: не менее* 1 насадки на 50 пробирок. Насадки должны быть изготовлены из полипропилена. Диаметр не более* 12,6 мм, толщина не менее* 1 мм - данными параметрами вообще не определено ни одним государственным актом, значит данное требование также завышено.
4. ГОСТ обязывает иметь на этикетке определенный набор информации. Наличие любого штрихкода на этикетке не входит в требования ГОСТ, тем более с конкретным способом кодирования - с алгоритмом кодирования Code 128, значит заказчик не имеет права требовать наличие данного кода на этикетке, тем более с определенным способом кодирования. Более того аппарат сортировщик имеющийся у заказчика "Automate 2500" может считывать информацию с пробирок в большом спектре кодировок.
Также согласно ГОСТ Р 53079.4-2008 Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа,
Рекомендуется использование штрихкодирования следующим образом -
" _ 3.4.2 Правила первичной обработки образца биоматериала
Важнейшей процедурой первичной обработки образцов биоматериалов после взятия их у пациентов является их кодирование с целью последующей надежной их идентификации. Кодирование видов образцов по характеру внесенных в них добавок закреплено с помощью разного цвета крышек пробирок, содержащих соответствующие добавки: красный/белый - без добавок, для сыворотки, клинико-химические исследования, серология; зеленый - гепарин, для плазмы, клинико-химические исследования; фиолетовый - ЭДТА, для плазмы, гематологические исследования; голубой - цитрат натрия, для коагулологических исследований; серый - фторид натрия, для исследования глюкозы, лактата. Идентификация образцов от определенных пациентов наиболее рациональна с помощью штрих-кодов, в которых отражены идентификационные признаки пациентов: фамилия, клиническое отделение, фамилия лечащего врача и т.п. Штрих-коды изготавливают в месте взятия образца (при доставке проб из другой лаборатории маркировку допускается проводить в лаборатории, выполняющей анализ) и считывают с помощью специального устройства в клинической лаборатории. В небольших учреждениях возможно ручное кодирование пробирок нанесением на них карандашом по стеклу или фломастером условных знаков, цифр. _ ".
Данное требование не подразумевает иметь на пробирке штрихкод, так как изготовитель не может зашифровать в штрихкоде данные указанные в ГОСТе.
Соответственно данное требование, как и все перечисленные ваше - являются завышенными требованиями ограничивающих поставку пробирок широкого круга производителей, которые регистрируют свою продукцию исключительно в соответствии с ГОСТами".
В свою очередь, в возражениях Заказчика на доводы жалобы указано: "Описание объекта закупки составлено в соответствии государственными стандартами, имеется обоснование характеристик товаров, не указанных в ГОСТ (в соответствии с ГОСТ ИСО 6710-2011; ГОСТ Р 53079.4-2008; ГОСТ ISO 10993-1-2011, 10993-5-2011, 10993-10-2011, 10993-11-2011, ГОСТ 50444-92. Характеристики, не перечисленные в ГОСТ, требуются в соответствии с логистическими и технологическими решениями преаналитического этапа лабораторных исследований и комплексом санитарно-эпидемиологических мер, принятых в ЛПУ Заказчика).
1. По факту установления требования к цвету крышки, установленному в пункте 1 описания объекта закупки, сообщаем следующее.
Пунктом N 1 Приложения N 1 к документации об аукционе в электронной форме "Наименование и описание объекта закупки" установлены следующие требования к объекту закупки: "Наружная часть крышки представляет собой пластиковый колпачок красного цвета из полиэтилена... Для получения сыворотки пробирка должна быть покрыта изнутри микрочастицами кварца, которые активируют свертывание крови при аккуратном переворачивании пробирки. На дне пробирки однокомпонентный разделительный гель. ...".
Согласно ГОСТ 6710-2011 рекомендуется, чтобы контейнеры с ускорителем свертывания соответствовали красному цветовому коду. Таким образом, техническое задание составлено в соответствии с ГОСТ.
В качестве аналога податель жалобы предлагает данным пробиркам присваивать желтый цветовой код. Согласно ГОСТ 6710-2011 желтому цвету крышки соответствует другой наполнитель - цитрат фосфат декстерозааденин (CPDA).
2. По факту установления требования к материалу изготовления этикетки, установленному в пункте 1 описания объекта закупки, сообщаем следующее.
Заказчик требует определенный материал изготовления этикетки - этикетка пробирки бумажная. Бумажная этикетка оптимальна для штрихкодирования и внесения дополнительной информации. Бумажная этикетка обеспечивает сохранение информации, нанесенной на этикетку, при замораживании- размораживании пробирки. Данная характеристика не указана в ГОСТ, однако Заказчик обосновывает ее необходимость (характеристики, не перечисленные в ГОСТ, требуются в соответствии с логистическими и технологическими решениями преаналитического этапа лабораторных исследований и комплексом санитарно-эпидемиологических мер, принятых в ЛПУ Заказчика).
3. По факту установления требования к наличию маркировочных насадок для пробирок, установленному в пункте 1 описания объекта закупки, сообщаем следующее.
На всех этапах преаналитического процесса предъявляются определенные требования к однозначности идентификации, безопасности хранения и транспортировки всех типов и образцов биоматериала, а также надежности защиты персонала от профессионального риска инфицирования.
Маркировочные насадки служат для дополнительной зрительной идентификации срочных проб или инфекционного материала, а при необходимости для их скорейшей постановки на анализ. Кроме того, маркировочные насадки являются дополнительным вспомогательным средством быстрого и правильного выбора пробирки при взятии крови для процедурной сестры, что важно при работе централизованной лаборатории при большом потоке пациентов и большом ассортименте разнотипных пробирок, когда процесс взятия пробы на различные исследования является одним из основных моментов, где могут быть допущены ошибки на преаналитическом этапе.
Заказчик требует наличие маркировочных насадок для пробирок для идентификации особых видов исследований (CITO. специфические тесты). Данная характеристика не указана в ГОСТ, однако Заказчик обосновывает ее необходимость (характеристики, не перечисленные в ГОСТ, требуются в соответствии с логистическими и технологическими решениями преаналитического этапа лабораторных исследований и комплексом санитарно-эпидемиологических мер, принятых в ЛПУ Заказчика).
4. По факту установления требования к наличию линейного десятизначного штрихкода с алгоритмом кодирования Code 128, установленному в пункте 1 описания объекта закупки, сообщаем следующее.
Индивидуальный десятизначный штрихкод на этикетке каждой пробирки необходим для вторичной сортировки пробирок лабораторной информационной системой (ЛИС) AutoMate 2500, имеющейся у Заказчика. Автоматическая сортировка пробирок с использованием станции AutoMate 2500 позволяет свести к минимуму контакт персонала лаборатории с потенциально зараженным материалом, а также ошибки, которые возникают у персонала при длительной и однотипной работе по сортировке образцов. В лабораторию поступают обезличенные пробирки, содержащие только штрихкод, в связи с чем наличие десятизначного штрихкода, считываемого ЛИС, обеспечивает высокую степень защиты информации и дополнительную идентификацию проб пациентов.
Кодирование Code 128 - универсальная кодировка, считываемая не только системой сортировки, но и анализаторами, используемыми Заказчиком. БУЗОО "КДЦ" осуществляет централизованное проведение лабораторных исследований для учреждений здравоохранения Омской области, в связи с чем все учреждения осуществляют кодировку пробирок по алгоритму кодирования Code 128. Таким образом, наличие на пробирке десятизначного штрих-кода является важным функциональным показателем для достижения оптимизации преаналитического процесса. ГОСТ не ограничивает наличие дополнительной информации на этикетки пробирки.
Кроме того, алгоритм кодирования Code 128 соответствует требованиям ГОСТ ISO/IEC 15417-2013".
Комиссия согласилась с доводами Заказчика, в том числе учитывая следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 указанной статьи к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе Обществом не представлено документальных подтверждений обоснованности довода жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к товару являются для него или некоторых участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
При данных обстоятельствах, учитывая потребность Заказчика в поставке пробирок с заявленными характеристиками, а также судебную практику Омского УФАС России по схожим обстоятельствам (например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2016 по делу N А46-11334/2015), Комиссия признала жалобу Заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Медздрав" на действия БУЗОО "Клинический диагностический центр" при осуществлении закупки "Поставка пробирок для лабораторных исследований" путем проведения электронного аукциона (извещение N0352200044416000144).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии Члены Комиссии: |
Ш.М.Кусанова А.Н.Шевченко Н.М.Капарушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 декабря 2016 г. N 03-10.1/316-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016